/ Новости / Обзор тематических почтовых отправлений «1 Сентября»

Обзор тематических почтовых отправлений «1 Сентября»

Сегодня эти открытки – уже история. История в событиях, история творчества персоналий художников и история почтовых отправлений в том числе. Но всё же, первостепенно – это истории жизни конкретных людей: отправителей и получателей открыток данной тематики.

Кто и кому подписывал, отправлял или дарил их лично?

Дарили братья и сёстры, отправляли маленьким адресатам бабушки и дедушки, живущие далеко. Да и просто подписывали и вручали открыточку соседскому мальчику, подружке – однокласснице.

А далее их бережно хранили в коробках или даже альбомах! Наверное, поэтому мы имеем возможность рассматривать открытки разных лет, посвящённые началу нового учебного года.

Предлагаю обзор небольшой подборки открыток «С 1 сентября!» из коллекции «Филокартия», хранящихся в фондах нашего музея. Обзор с разбором/трактовкой авторских замыслов художников.

Естественно, 1 сентября было отправной датой для тех, кто впервые переступал порог школы. Для поздравления первоклашек выбирались открытки с надписями о этом событии.

Вот мишка-первоклашка, который шагает в «лесную школу» с букварём. А на заднем плане осенняя пора, листопад. «Школу» лесную и осень тоже в лесу изобразил художник А. Шанецкий.

Издательство «Изобразительное искусство», 1976 год. СССР

А на этой авторской открытке первоклашки, которые на пути в настоящую школу. Художник Г. Храмцова создала лирическую открытку, на которой группа детей. Новенькая школьная форма, белые воротнички, банты в косичках и гольфы; белая рубашка и синяя школьная форма у мальчика. Букеты цветов и портфели – ученики собраны и серьёзны.

Но они ещё не знают, что школьные годы – чудесные!

Издательство «Плакат», 1983 год. СССР

Типичное изображение на красочной стороне открыток – это осенняя пора года. Самые расхожие приметы осени всем известны: кленовые листья и грозди рябины. Осеннее настроение создаёт и жёлто-оранжевая колористика. Флористические элементы могли быть ведущими или служили фоном для основного мотива.

Распространённым можно назвать мотив изображения развесёлых зверушек, которые радостно шагают с букетами, портфелями и букварями. Направляются они, условно, тоже в школу. Словно говорят: «Вот смотри, я тоже иду учиться!»

А вот и ассоциативный ряд типа: «Все должны учиться!» Милые сюжеты, разработанные художниками, в которых лесные жители, хорошо знакомые детям, тоже «учатся» в лесной школе. Птицы изучают азбуку, белка занимается чистописанием и ёж-торопыга решил подкупить яблок по дороге в школу.

Авторы открыток часто использовали художественный приём «узнаваемости», изображая героев хорошо знакомых сказок или мультфильмов, которые провожают детей в школу или сами составляют детям компанию. Чаще всего это Буратино или Незнайка. На самом деле – это скорее юмористическое противопоставление, ведь по сюжету сказок, оба героя учиться желания не изъявляли…

Художник Т. Нарвская в одном сюжете соединила героев сказок «Приключения Буратино» и «Приключения Незнайки».

Этот же автор создала тематическую открытку, на которой Мальвина – ученица в школьной форме и её прилежание является примером для Пьеро и Буратино. Все идут в школу.

А вот фотохудожник В. Крапошин реализовал замысел, в котором совместил дорогу в школу и важность соблюдения правил дорожного движения. Школьница ведёт за руку того же Буратино и им улыбается регулировщик, указывая направление движения. Герои на открытке кукольные. В постановочном кадре использованы куклы и природные флористические элементы.

Художник В. Четвериков создал сюжетную открытку.

Девочке так понравилась учительница в школе, что она дома играет со своими игрушками «В школу». Без сомнения, себе она выбрала роль учительницы, усадила кукол и изучает с ними азбуку. Играя, дети, действительно, познают мир. И азбуку запоминают.

До свиданья, мишки!
Не скучайте, куклы!
У меня в портфеле чистая тетрадь,
Вот вернусь из школы- покажу вам буквы
Научу читать вас и писать…

Дорога в школу. Сколько эмоций у первоклассников! Один идёт уверенно и ничего не боится, а другому первоклашке страшно переступить порог школы. Какая она, школа? А дети? Взрослым эти детские страхи понятны. Очень важно малышей поддержать. И вот на открытках появляются дети. Они дружно взялись за руки и шагают. Совсем не страшно! Лица радостные! И даже домашний пес их провожает.

Этот сюжет придумал художник С. Воробьёв. Этот же сюжет встречается на открытке художника Л. Маниловой

Автор этой открытки художник А. Финагенов.

Напечатана в издательстве «Плакат» в 1983 году. СССР.

Сюжетная композиция многофигурная. В центре собирательный образ молодой учительницы в окружении группы детей. Портфели, школьные принадлежности, знаки общественных организаций поверх школьной формы и осенние букеты в руках. Настроение – осень. Открыткой такого содержания можно поздравить и учителя.

Завершает обзор мини-открытка. Их часто называют карманными. Фоном для изображения служат очертания осенних листьев оранжевого и зелёного цвета. На двух фигурной композиции школьники. Серьёзные и собранные подростки. Художник детально изобразил школьную форму мальчика и девочки, портфель и ранец, букеты цветов. День знаний 1976 года. Полагаю, подписал открытку кто-то из не менее серьёзных родителей…

Обзор подготовила ст. научный сотрудник Т. Никифорова

  • Увидеть подлинники данной тематической подборки можно на выставке «Хрущёвка 60-х» до 1 октября.
  • Музей будет рад принять в дар почтовые отправления разных лет, посвящённые 1 сентября.