/ Young people Новости / Профессия – музейщик

Профессия – музейщик

«Люди не делают историю, это история делает людей»

Фернан Бродель

Проект «Большой и маленький музей — не возможен без людей», в преддверии 60-летия нашего музея, познакомит вас с профессией специалиста в музейном деле и креативным коллективом сотрудников Государственного Учреждения «Лидский историко-художественный музей».

Существует множество специальностей под общим названием «музейный работник». Это музеевед, научный сотрудник, экскурсовод, хранитель фондов, художник, специалист экспозиционно-выставочного отдела. Однако, и это ещё не все! Существует не меньше специальностей, которые применимы и даже очень нужны в музейном деле. Это дизайнер, менеджер, программист, фотограф, юрист и другие.

Помимо профессиональных знаний для работы в музее необходимы общая культура, эрудиция, ответственность, наблюдательность, внимание, грамотная речь, образное мышление. В этом проекте вы узнаете ответы на некоторые актуальные вопросы, заданные сотрудникам музея, а также сможете задать нашим специалистам вопросы сами.

Если вам интересна наша сфера деятельности — приглашаем к знакомству!


Директор музея

Это должен быть подготовленный музейный работник с большим опытом работы, чётко представляющий себе, что является брендом конкретного музея.

Ольга Пилипчук — музейный сотрудник, подготовленный более чем серьёзно. Работает в отрасли 10 лет. Имеет диплом художника-преподавателя, графика (ГрГУ им. Я. Купалы), специализации «Охрана и формирование ландшафта исторических городов» (Несвижская академия), музеевед (ГУО Институт культуры Беларуси).

Ольга пришла руководить коллективом в интересное время пересмотра роли музеев в обществе в целом; накануне 60-летнего юбилея музея. Сегодня Государственное Учреждение «Историко-художественный музей»-это территория, где интересно человеку всех возрастов, где можно почерпнуть что-то нужное и получить яркие впечатления.

 

— Ольга, Вы как считаете, все же нужен ли музею брэнд? Или важнее разовые яркие значимые мероприятия?

— Брэнд — необходимая и, пожалуй, одна их главных составляющих успеха в современных реалиях т. к. сейчас принципиально изменяется отношение к музеям в мире, и в нашем государстве. Современному посетителю необходим цельный, информативный, научно-обоснованный продукт. Современный музей — это пространство для диалога и сотрудничества. А музейные массовые мероприятия — это форма «диалога».

 

 

 

 

 


Главный хранитель фондов

Необходимо профильное образование, усидчивость, талант к систематизации. У сотрудников музейных фондов есть план работы на день, месяц, год. И этому плану необходимо строго следовать, иначе система учёта и хранения музейных предметом не работает. Экспонаты часто перемещаются: из фондов на экспозицию, из зала в зал, они «путешествуют» по другим отделам музея и возвращаются назад.

Руку на пульсе этого движения держит главный хранитель фондов Наталья Хотянович. Она квалифицированный специалист по музееведению и охране памятников. Её задача сохранить музейные предметы, потому как любой из них имеет историческую ценность.

 

— Существует мнение, что фондохранилище — это сердце музея, Вы как считаете?

— Совершенно верно. В фондохранилище «живут» музейные предметы, которые ждут своего звёздного часа, ждут момента, когда они смогут предстать перед посетителями.

— Сколько всего в музее хранится предметов? Какой вы назвали бы самым-самым и почему?

— Музейное собрание насчитывает более 45 тысяч предметов основного фонда и более 6 тысяч научно-вспомогательных материалов. Все музейные предметы представляют собой уникальное собрание раритетов, многие из них раскрывают или иллюстрируют темы о истории Лидского региона. Выделить самый-самый очень сложно. Если только по датировке. Самый «возрастной» экспонат — Сихотэ-Алинский метеорит, которому более 4 млрд. лет.

 

 

 


Хранитель фондов на объекте «Лидский замок»

До недавнего времени музейные работники вели учет экспонатов по «амбарным книгам» — каждый предмет заносился в книгу учета вручную. Сейчас в музеях электронная система учета. Она сложна для заполнения, но позволяет комплексно анализировать фондовые коллекции.

Гражина Данилецкая новичок в этом деле, меньше года работает хранителем фондов «наследства», которое «оставил» род Гедиминовичей в замке. Но, надеемся, она сможет ответить на интересующие нас вопросы.

 

— Замок наш 14 столетия, в экспозиции северо-восточной башни есть предметы этого периода и откуда они?

— В экспозиции замка представлен комплекс археологических находок, выявленный во время раскопок в Лидском замке. Среди них: кирпич, кафель, шпоры, наконечники стрел и арбалетных болтов, также кольчуга 15 века, короткий легкий меч — корд, найденный в окрестностях города Лиды и другие предметы.

— А то, что называют «новоделы», расскажите зачем они?

— Это современные копии предметов, которые создаются в случае отсутствия артефакта и необходимости демонстрации его внешнего вида. Изучается информация о оригинальном внешнем виде и конструкции предмета, после этого происходит процесс изготовления, т. е. копирования.

 

 

 


Старший научный сотрудник

Каждый научный сотрудник музея специализируется на определенном направлении работы, периоде, теме или даже личности. Но это только часть «айсберга работы» в целом.

Валерий Сливкин является авторитетным специалистом в исследовании истории региона, досконально владеет краеведческим материалом от древних поселений на Лидчине до современности. Имеет учёную степень-кандидат географических наук, более 200 публикаций в разных изданиях, многолетний опыт работы в геологических экспедициях и стаж преподавания в учебных заведениях.

 

— Какое событие в контексте истории города (региона) Вы считаете наиболее значимым?

— Подготовка и проведение республиканского фестиваля «Дожинки — 2010» в г.Лида. Город масштабно реконструирован в тот период и стал на порядок привлекательнее, по отношению к своему прошлому.

 

 

 

 

 

 

 


Cтарший научный сотрудник объекта Лидский замок

Николай Иода — магистр исторических наук, старший научный сотрудник объекта Лидский замок. Имеет многолетний опыт работы в сфере регионального турбизнеса. Специализируется на теме истории развития лука и арбалета. Руководитель Лидского отделения «Archery Club». Узкая специализация помогает харизматичному сотруднику быть самым востребованным экскурсоводом на тематических экскурсиях в замке.

 

— Николай, куда вы, музейщик, водите своих иногородних гостей в нашем городе? Чем хвалитесь?

— Первоочередно — конечно же, замок. Экскурсия по замковому двору и северо-восточной башне (она же башня Витовта) на час-полтора.. Затем, если позволяет время и есть желание гостей, можно прогуляться по городу и, в обязательном порядке, посетить мой авторский проект «Не стой под стрелой», раскрывающий историю развития лучно-арбалетного дела мира, размещающийся в здании Дворца культуры.

 

 

 

 

 

 


Старший научный сотрудник

Старший научный сотрудник Наталья Волынец пришла работать в музей, имея уже серьёзный педагогический опыт исторического профиля. А музейный опыт краеведческих исследований и систематизации собранного исторического материала, помог ей стать высококлассным специалистом, который творчески старается развивать в личности посетителя высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность.

 

— Наталья, бываете ли Вы в других музей? Какой музей запомнился?

— В прошлом году я побывала в Эрмитаже и увидела своими глазами всю красоту и величие одного из красивейших музеев мира, где находится собрание произведений искусства и памятников культуры народов мира с древнейших времен до середины XX века. Это впечатление, которое ни с чем не сравниться. Если у меня появится возможность побывать еще раз в Санкт-Петербурге, то я обязательно посещу этот удивительный, восхитительный и такой красивый музейный комплекс.

 

 

 

 

 

 


Научный сотрудник

Татьяна Никифорова специалист в музейном деле опытный. Более 20 лет старший научный сотрудник занимается художественным направлением в деятельности музея. У каждого авторского выставочного проекта яркая, индивидуальная и креативная реализация. Некоторые из проектов Татьяны работают в музее на постоянной основе:

  • Экспозиция «Современное искусство края» (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство);
  • Художественная мастерская Заслуженного деятеля искусств РБ Владимира Мурахвера;
  • Выставка из частной коллекции Андрея Фишбайна «Предметы быта к.19-н.20 века»;
  • Музейно-образный зал «Хрущёвка 60-х».

 

— Какой ещё музей Вы бы организовали в г.Лида?

— Городу с «потерянной» (в нашем городе, значительно разрушенной войнами) исторической архитектурой новые музеи просто необходимы! Туристов и гостей региона надо чем-то радовать и удивлять. В этой связи есть отличный опыт Витебска, Гродно. Десятки небольших (!) новых очень интересных музеев открыты в последние годы и в других городах. Тематические музеи не так уж сложно организовать в небольших зданиях, тем самым внести дополнительное яркое пятно в палитру впечатлений о регионе. Идеи на сей счёт у нас есть!

 

 

 

 

 


Заведующая экспозиционным отделом Лидского замка

Анна Некрашевич является координатором и исполнителем экспозиционной деятельности на всех этапах работы на объекте Лидский замок. Обеспечивает подготовку научно-справочного материала. Имеет большой опыт экскурсионной работы, мастерски танцует средневековые танцы и даже умеет плести кольчугу.

 

— Анна, Лидский замок является одним из объектов самого популярного туристического маршрута «Замки Беларуси». Как бы Вы охарактеризовали современно туриста на этом маршруте? Каков его среднестатистический портрет?

— Предположительно 30-35 лет; молодая семья или компания друзей; неспешно путешествуют автомобильным транспортом; маршрут составляют сами; интересуются не одним объектом, а историей региона в целом; готовы участвовать в интерактивной экскурсии с танцами, играми, мастер-классом; задают много вопросов.

 

 

 

 

 

 


Научный сотрудник

Сбор, исследование и популяризация предметов различных коллекций осуществляет научный сотрудник музея; он же обеспечивает правильное хранение и демонстрацию предметов на выставках; в пределах компетенции консультирует посетителей; ведет документацию выставочных проектов.

Ирина Швед ведет в нашем музее природоведческое направление работы. Знает о флоре и фауне региона все или почти всё. На базе постоянной экспозиции «Природа Лидчины» активно занимается популяризацией бережного отношения к природоохранным ресурсам и здорового образа жизни. Однако, главная экспозиция этого направления краеведения-живая природа региона и ее представители. Кредо научного сотрудника — «Учись у природы!».

 

— Ирина, сейчас очень популярен для всех возрастных категорий активный экотуризм типа «туристическая тропа». В контексте нашего региона Вы где-бы рекомендовали организовать (проложить) такой маршрут и почему?

— Биологический заказник республиканского значения «Докудовский» очень интересное место. Лесоболотный комплекс, озеро Лебединое, гнездовье птиц, редкие и охраняемые виды флоры и фауны. Выход на болото и тихая охота, думаю, понравится всем.

 

 

 

 

 

 


Научный сотрудник

Одним из приоритетных направлений музейной работы является сохранение и популяризация историко-культурного наследия. В масштабах региона этой деятельностью занимается научный сотрудник, магистр исторических наук, Илья Пузаткин. Его деятельность включает исследование памятников, оценку их ценности, подготовку документов о присвоении официального статуса, решение консультационных вопросов о необходимой консервации.

 

— Фраза “Поколение памяти”. Вы, Илья, как бы её трактовали сегодня?

— Пока в обществе есть историческая память, наследие будет существовать во всех ее формах. Важно понимать, что факты гибели памятников — это вина общества в целом. Нужно рассказывать людям, особенно молодежи, важность исторической памяти.

 

 

 

 

 

 

 


Научный сотрудник литературного отдела

Литературное направление в деятельности музея возглавляет филолог Алесь Хитрун. Культурная и литературная жизнь региона тесно связаны с жизнью писателей и поэтов. Эта деятельность развивает и углубляет знание родного языка, отечественной истории. Алесь был инициатором организации и проведения музейно-образовательной программы «У госці да Цёткі» в рамках культурно-образовательного проекта «Беларусь-мая мова і песня». Литературное направление в деятельности нашего музея на базе дома-музея В. Тавлая, стало «центром живого слова» с элементами интерактивности.

 

— Большая удача для нашего города, что реальный дом, в котором проживал поэт Валентин Тавлай, сохранился. Чего не достаёт этому музею, чтобы он воспринимался, как настоящий дом-музей?

— Так, мемарыяльнаму дому-музею паэта Валянціна Таўлая ў 2020 годзе споўніцца 10 год з дня заснавання (22 верасня 2010 года). У доме размяшчаецца мемарыяльны пакой паэта, і як сцвярджаецца, ён адзіны ў Беларусі, прысвечаны В.Таўлаю. У мемарыяльным пакоі размяшчаюцца і аўтэнтычныя рэчы, якімі карыстаўся паэт пры жыцці. 8 лютага 2014 года адзначылі 100 год з дня нараджэння, была адкрыта мемарыяльная дошка на будынку, дзе жыў В.Таўлай з 1939 па 1941 гады. А вось у гэтым, 2019 годзе адзначылі ўжо 105 год з дня нараджэння паэта.

Для таго, каб захаваць мемарыялізацыю, неабходна захаваць і прымузейную прастору. Для гэтага патрэбна стварыць дваровую экспазіцыю з прымяненнем ландшафтнага дызайна. У гэтым плане падыдзе комплексны падыход да ўпарадкавання прымузейнага ўчастка. У гэтым сэнсе паслужыць архітэктурны стыль, які дапаможа акцэнтаваць увагу на дэкаратыўных пабудовах тэрыторыі. Для ажыццяўлення задуманага неабходна ўстанавіць паркавую скульптуру ў выглядзе кнігі, пяра, або друкаркі, што і стане прыцягальным прадметам для турыстаў. А разам з тым, як сведчаць успаміны сястры паэта Ніны Таўлай-Радзюкевіч, насупраць акна мемарыяльнага пакоя — неабходна разбіць клумбу і пасадзіць кветкі, якія маглі б расці ў тыя (1939-1940-ыя) гады, калі жыў у гэтым доме паэт. У якасьці аздаблення двара павінен паслужыць плот, як архітэктурная дэталь ландшафтнага дызайна.

В просветительской деятельности музейных работников реализуются принципы интеграции образовательного и музейного контекстов; диалоговость с посетителями всех возрастов; креативность, целостность.


Научный сотрудник

Виктория Мисура пришла в наш коллектив недавно. Одной из важнейших задач её работы является адресность предлагаемой музеелогической информации, индивидуальный подход к посетителям, степень готовности к восприятию музейной культуры.

 

— Виктория, значительная часть Ваших творческих планов на ближайший год мероприятия для семейного посетителя. Почему?

— Во-первых, семейный отдых немаловажный способ укрепления семьи. Знаю из своего семейного опыта.Во-вторых, у детей развита эмоционально-познавательная активность, а если рядом родные люди и можно поделиться своими впечатлениями, тогда счастью нет предела! Поэтому у взрослых, которые водят детей с раннего возраста в музей, есть надежда на то, что эти мальчики и девочки получат «прививку» от дурного вкуса и асоциального поведения.

Музейная педагогика изучает историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

 

 

 


Научный сотрудник

Ирина Климович профессиональный филолог. Радостно, что с ее приходом, музейно-педагогические занятия по этнографии зазвучали на мелодичной и красивой беларускай мове.

 

— Ирина, Вы как считаете, что дают маленьким посетителям экскурсии и занятия по этнографии?

— Напачатку хочацца звярнуцца да народнай мудрасці: “Калі не ведаеш, адкуль прыйшоў, то не ведаеш, куды пойдзеш”. А дзе, як не ў музеі, сучасныя дзеці пашыраць веды  пра жыццё, побыт, культурныя традыцыі свайго народа? Падчас экскурсій і музейна-педагагічных заняткаў наведвальнікі маюць унікальную магчымасць не толькі разгледзець прадмет з усіх бакоў, але і практычна яго асвоіць. Пазнаёміцца з  прыладамі працы, якімі карысталіся продкі, убачыць, чым упрыгожвалі свой быт, стаць актыўнымі ўдзельнікамі абрадавых свят. Да таго ж, я маю магчымасць праз далучэнне да  традыцый і побыту продкаў садзейнічаць усебаковаму выхаванню маленькага Грамадзяніна, Чалавека, Асобы.

 

 

 

 


Экскурсовод

Экскурсовод — востребованная специализация в современной музейной работе. Специалист в данной области должен обладать необходимыми знаниями по истории, культуре и краеведению. Знать принципы организации и методики проведения экскурсий, особенности выставочного дела. Кроме того, иметь навыки общения с публикой, грамотную, хорошо поставленную речь. Владение разговорными иностранными языками.

Лингвист Мария Каспер работает в замке недавно, много времени посвятила изучению исторических аспектов замка и в настоящее время активно работает с туристами, в том числе иностранными.

 

— Добрый день, Мария! Как дела?
— Добрый день! Хорошо, спасибо!

Добры дзень! Добра, дзякуй
Hello! I am fine, thank’s
Bonjour! Ça va, merci
こんにちは。元気です

— Мария, каковы у Вас впечатления о работе экскурсоводом в замке?

— В работе экскурсоводом в Лидском замке есть свои тонкости. Например, погодные условия. Из-за дождя, сильного ветра или низкой температуры на улице приходится прямо на ходу ломать или корректировать маршрут и время движения группы по замковому двору. А работа в средневековом костюме? Вы пробовали ходить по ступеням в 30 сантиметров высотой в платье “в пол”? Рекомендую — те ещё ощущения. Да и облачиться в такое платье самостоятельно очень проблематично. Так что, гид в замке должен не только владеть материалом, но и уметь переноситься в ту эпоху во всех смыслах этого слова.

 


Художник

Художник в музее-специалист многозадачный. Многозадачность, как нельзя лучше характеризует обязанности и умения рассматриваемого специалиста, который может совмещать дизайн и разработку музейных проектов. Современные тенденции таковы, что каждый музей мечтает иметь штатного дизайнера. Для таких масштабных задач необходимы личные качества: аккуратность и терпение, пространственное мышление, конструкторские способности, коммуникативные и вербальные способности, самостоятельность, ответственность. Нашему коллективу повезло – у нас отличный профессиональный дизайнер Эвелина Муравьёва.

 

— Специализаций в Вашей профессии много: дизайнер интерфейсов, промышленный дизайн, дизайн среды, моделлер, моушен-дизайнер, визуализатор и ещё многие другие. Какое направление в дизайне интересно Вам?

— Во время учебы мне удалось поработать во многих направлениях, но я изначально знала, что мне интересно. Выбор пал на графический дизайн. Мне нравится совмещать эту специализацию с иллюстрацией и живописью.

 

 

 

 

 

 


Фотограф

Стоит ли говорить о важности сиюминутного искусства фотографии? Современные технологии позволяют фотографу создавать удивительные вещи, стать настоящим художником. Но в повседневной жизни штатный фотограф ограничен репортажным жанром и его задача запечатлеть события, важность которых, полагаю, будет оценена значительно позже.

На все, от малого до масштабного, проекты музея Никита Щелин смотрит через объектив. И именно от его видения зависит то впечатление, которое дистанционно (возможно даже в другой стране) получит интересант.

— Никита, а за пределами должностных обязанностей Вам фотография интересна? Считаете ли Вы фотографирование своим хобби?

— В мои должностные обязанности, помимо фотографии, входит также работа по продвижению, администрированию, созданию и размещению уникального контента в наших социальных сетях и на веб-сайте Лидского музея. Это занимает значительную часть моего рабочего времени. Что же касается моей работы как фотографа, то здесь главное — запечатлеть событие в жизни и истории музея, максимально оперативно поделиться этим с нашими подписчиками.

Так же я занимаюсь фотофиксацией фондовых предметов для хранения их в цифровом формате. Профессиональным фотографом себя я не считаю, т. к. моя музейная деятельность лишь на половину связана с фотографией. Для меня это больше хобби, я так же интересуюсь плёночной и мобильной фотографией, съёмкой видео. Основным своим направлением я считаю — веб-технологии.

 

 

 


Специалисту, конкретная деятельность которого вас заинтересовала, вы можете задать вопросы здесь (ссылка)

 

 

Другие сотрудники музея