/ Новости / «Жил такой человек…»

«Жил такой человек…»

Автопортрет А. Вьюгина

Вьюгин Анатолий Алексеевич (1930-2004) родился в Тверской области, Россия.

Работал в колхозе, в том числе и во время войны. После войны участвовал в восстановлении народного хозяйства. Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и медалями как участник трудового фронта. Служил в армии в Белорусской ССР. Женился и остался жить на Лидчине, навсегда сроднившись с нашим краем.

Художник – самородок. Много лет работал художником-оформителем. Огромное количество афиш, плакатов, интерьеров на заводах, фабриках, в кинотеатрах и клубах оформлено его рукой за это время.

Первую авторскую картину «Ивовый лес» написал в 30 лет. Потом в его жизни были сотни разноформатных живописных и графических картин.

Анатолий Алексеевич принадлежал к числу художников, которые ищут красоту во внешнем мире. Он любил природу и учился у неё. Это был истинный народный художник Лидчины. Отражал в своих работах «дух места», воплощённый в пейзажах, архитектурных строениях, портретах людей.

Таковы в его творчестве пейзажи: «Весна на Лидейке» 1980 год, «Пригород Лиды» 1978 год, «Утро на Немане» 1986 год, «Окрестности Лиды» 1989 год, «На озимых полях», «Голубой май» 1994 год.

Художник не идеализировал и не приукрашал природу, а умел передать её сущность без умиления, без слащавости, свойственной многим самодеятельным художникам. Любимыми мотивами в работах являлись лесные поляны, дороги, реки Неман и Дитва. Это авторские работы: «Лесная дорога» 1984 год, «На рыбалке» 1979 год, «На крутых берегах Немана» 1990 год, «Добрый клёв» 1984 год.

Часто писал весну и лето в природе, выбирая композиционным центром одинокое дерево или цветущий кустарник. Это работы: «Пейзаж с цветами» 1990 год, «Во поле берёзонька стояла» 1987 год.

Особо ценными, по прошествии лет, считаю его авторские архитектурные пейзажи «В окрестностях Белогруды» 1991 год, «Белогрудский костёльный дворик» 1991 год, «Парк на Кургане Бессмертия» 1978 год.

Очень лирично смотрится, спустя десятилетия, деревянная архитектура частного сектора г. Лида. Автор всегда добавлял в композиционный ряд милые детали: вот сапожки на крыльце, вот кот на скамейке, а вот стрекозы. Это картины: «Деревянная беседка» 1979 года, «Переходный мостик» 1983 года, «Двор весной» 1990 года.

В 1980-е годы были написаны автором, динамичные по состоянию, работы в индустриальном стиле «Белорусская железная дорога» 1983 год, «Высокое напряжение» 1980 год.

Писал автор и акварелью. Очень лиричны его картины: «Утро на озере», «На Немане» 1987 год, «Май» 1980 год, «Ромашки» 1978 год.

Много творческих работ автор посвятил человеку труда. Тематические картины и этюды, на которых он изображает уборку урожая на полях нашего региона: жатва, в том числе и такая не простая, ручным способом; вязание снопов льна. Сегодня эти картины можно рассматривать, как иллюстрации индустриализации деревни.

Женщины с натруженными руками, обед на полевом стане, сжатые поля пшеницы. В подтверждение сказанного, назову картины: «Горячие дни» 1984 года, «На жатве» 1981 года, «Осень в поле» 1979 года. Автор видел и писал с натуры «золотые» от загара лица и руки, фигуры тружеников в лучах полуденного палящего солнца. Он очень точно переносил «цвет спелого зерна» на художественную основу.

Анатолий Алексеевич смело обращался и к жанру портрета. Интересны лица, ушедшего 20 века: «Портрет девочки» 1979 год, «Девочка с картошкой», «Портрет матери» 1985 год, «Лесоруб» 1970 год, «Натурщица» 1969 год, «Бабуся» 1979 год. Групповые портреты «Шахматисты» 1984 год, «Семья», «Женщины» 1989 года.

Колорит работ Анатолия Вьюгина сильный, насыщенный и разнообразный по цветовым и тональным отношениям. Цвет — одно из сильных качеств работ данного художника.

В 1995 году у художника состоялась первая и единственная персональная выставка в галерее «Лидея». На выставке автор показал более 100 работ.

«Жил такой человек…». Жил рядом с нами, беззаветно служил любимому делу и искренне любил Лидский край.

Мне не довелось быть знакомой с Анатолием Алексеевичем лично, но художники нашего города высоко ценили его творчество, трудолюбие и лиризм в произведениях. Многие отмечали, что, судя по картинам, нет такого уголка на Лидчине, где он не побывал с этюдником. Чувство цвета и состояния ему подсказывала сама природа. А он был не просто её созерцателем, а и прилежным чистым учеником. Чистым потому, что писал реалистично неброскую природу нашего края.

В этом году исполнилось 20 лет с момента его ухода из жизни.

Художник Анатолий Алексеевич Вьюгин, полагаю, теперь пишет свои картины «на радуге»…

Материал подготовлен на основе изучения творчества автора из фондовых коллекций ст. научным сотрудником Никифоровой Т. М.

В работе использована публикация в газете «Гродненская правда» 1995 года бывшего сотрудника галереи «Лидея» Л. Драко.