/ Новости / К 600-летию бракосочетания короля Ягайлы и Софьи княжны Гольшанской. Ч.1

К 600-летию бракосочетания короля Ягайлы и Софьи княжны Гольшанской. Ч.1

Александр Лессер. Ягайло и Софья Гольшанская

Зимой 1420/1421 г. король польский Ягайло и Великий князь литовский Витовт приехали в Друцк и «были на обеде у князя Семена Дмитриевича Друцкого. А королю Ягойлу вжо третяя жона была умерла без плоду, и он видел у князя Семена две сестрычне его красных, именем старшая Василиса прозвишчом Белуха, а другая Зофия. И просил Ягойло Витолта, мовячы тым обычаем: «Мел йесмы за собою тры жоны, две лаховицы, а третюю немкиню, а плоду йесьмы с ними не мел; а тепер прошу тебе, зйеднай ми у князя Семена сестрычну йего меншую Соффию, иж бы йейе за себе понял, а з поколеня руского, ачеи бы ми бог плод дал». И коли князь Витолт почал о том говорыты князю Семену, и князь Семен рекл: «Господару велики княже Витолте. Король Ягойло — брат твой корунованы а господар велики. Не могло ся бы статы лепей сестрычне моей, иж бы за его милостию была, нижли ми сяне годыт ганьбы чыниты соромоты старшей сестре йее иж бы она наперед старшое пошла замуж, а так бы нехай йего милость старшую понял». И коли то князь велики Витолт, помысливши королу Ягойлу поведал, и он йему одказал: «Сам то я знаю иж сестра старшая ест цуднейшая, нижли мает ус, а то знаменуйет, иж девка ест моцная. А я человек стары, не смею оное покуситися».  А затым князь велики Витовт, помысливши с князем Семеном и возвали до себе Ивана Володымировича Бельского, братанича своего, и змовили за него тую старшую сестру Василису Белуху, а Зофию заручыли за короля Ягойла. А тыйе сестрычны князя Семеновы были дочки князя Андрейевы Олгимонтовича Гольшанского. И потом король Ягойло прыслал панов знаменитых з Лахов, и вземшы княжну Зофейю отнесли до него до Кракова; он же знаменитойе веселийе учынившы понял йее за себе, и коруновали йейе, и мел з нею два сына, Владислава, которы был потом королом угорским и полским; а другого сына мел Казимира, которы же потом был королем польским и великим князем литовским» (1. С. 149).

В литературной обработке: «У короля Ягайла умерла третья жена, не дав потомства; и увидел он у князя Семена двух его красивых племянниц, старшую из них звали Василиса по прозванию Белуха, а другую – София. И просил Ягайло Витовта, говоря ему так: «Было у меня уже три жены, две польки, а третья немка, а потомства они не оставили. А теперь прошу тебя, высватай мне в жены у князя Семена младшую племянницу Софию, она из рода русского и может быть бог даст мне потомство». И когда начал князь Витовт говорить о том князю Семену, князь Семен сказал так: «Государь, великий князь Витовт. Король Ягайло брат твой – коронованный и великий государь и не могло бы быть лучше моей племяннице, как за его милость выйти замуж, однако же не годится мне позорить старшую сестру ее, выдавать младшую раньше старшей, и поэтому пускай бы его милость взял старшую». И когда князь великий Витовт сообщил это королю Ягайло, тот сказал: «Сам знаю, что старшая красивее, но у нее усики, а это означает, что она девка крепкая, а я человек старый и не смею на нее покуситься». После этого князь великий Витовт, размыслив с князем Семеном, позвали к себе своего племянника князя Ивана Владимировича Бельского, и посватали за него старшую сестру Василису Белуху, а Софию обручили с королем Ягайлом. А были те племянницы князя Семена дочери князя Андрея Ольгимонтовича Гольшанского. И затем король Ягайло прислал из Польши знаменитых панов, которые, забрав княжну Софию, отвезли к нему в Краков; он же устроил знаменитую свадьбу, взял ее в жены и короновал ее, и имел от нее двоих сыновей, Владислава, который позже был королем венгерским и польским, и второго, Казимира, который потом был королем польским и великим князем литовским».

Софья была девушкой православной, Ягайло от рождения тоже был православным, но в 1386 г. ради брака с польской королевой Ядвигой перешел в католичество. В начале 1422 г. Софью крестили по католическому обряду и назвали Зофьей. Венчание состоялось на Запусты в Новогрудке. Церемонию провел виленский епископ Матей. Точная дата неизвестна: называют 7 февраля, 22 и 24 февраля, и даже 24 марта. В средневековых европейских странах Запусты – несколько недель между Рождеством и началом Великого поста – были самым веселым временем: временем праздников, свадеб, обильных застолий и дружеских встреч. В 2022 г. Запусты будут с 28 февраля по 6 марта. Традиционно считается, что во время венчания королю Ягайло было 71, Софье – 17 лет.

По мнению Яна Длугоша, Витовт «склонил короля Владислава к браку со своей племянницей, княжной Сонькой, девушкой, дочерью Андрея, сына князя киевского Ивана, которая не имела внести с собой никакого приданого. Возвратившись на Запусты в Новогрудок король Владислав взял в жены упоминаемую княжну Соньку, породненную с ним в третьем и четвертом колене, которая ранее обмыта водой крещения – была вероисповедания православного – и, поменяв ее имя, названа Зофья. Перед бискупом виленским Матеушем, который объявлял слова сакраментальной присяги, заключил этот брак. С большой пышностью проведены в Новогрудке обручение между неравными партнерами: дряхлым уже королем Владиславом и молоденькой в то время Зофьей, красота которой была прекрасней ее нравов» (2. S.165-166).

После венчания молодые выехали в Лиду. Город Лида «был освящен в году 1422 в феврале пребыванием короля Владислава Ягайло, который после бракосочетания своего с Софьей, княжной киевской в Новогрудке, приехал сюда с ней и Витовтом, также личным двором. Приехал также в тот час Антоний Зено нунций папы Мартина V, присланный в Польшу для опроса свидетелей в деле её с Орденом Крестоносцев, и проверки их привилегий» (3. S. 254).

  1. ПСРЛ. Т.32.
  2. «Annales seu cronicae incliti Regni Poloniae». Кs. 11.
  3. Baliński M., Lipiński T. Starożytna Polska. Т. 3.

Старший научный сотрудник Лидского историко-художественного музея Сливкин Валерий Васильевич.