Ибрагим Рафаилович Гембицкий (1900, Минск — 1 января 1974, Минск) — советский график. Работал в технике ксилографии и цветной линогравюры.
Родился в семье белорусских татар. В художественных выставках участвовал с 1921 года. Окончил Московский институт изобразительных искусств (1938), ученик Владимира Фаворского. Дипломная работа — ксилографические иллюстрации к повести Якуба Коласа «Трясина».
Творчество Ибрагима Гембицкого продолжает привлекать к себе внимание художников-академистов и общественности.
- «Разгром белопольских оккупантов в 1920 г.» (1939—1940)
- «Красный обоз — хлеб государству» (1947)
- «Весенний посев» (1986)
- «Сбор урожая» (1952)
- «Здание политехнического института в Минске» (1953)
- «Минский железобетонный завод» (1958)
Из интервью с художником и коллекционером И. Бархатковым: «…Первые, к кому пошел, — Гембицкие. Не стану скрывать, я забрал сразу все. Там было несколько папок графики. Он — ученик Фаворского и Гончарова. Окончил ВХУТЕМАС (Высшие художественно–технические мастерские. — Прим. авт.). У меня есть рисунок 1924 года «Кирпичный завод в Минске». Рядом с этим заводом прошло мое детство. Удивительный художник! Представляешь, у него не было ни одной персональной выставки. Ибрагим Рафаилович Гембицкий оказался в оккупированном Минске. Папку со своими работами закопал в саду под яблонями. Эта ветхая папка у меня есть. И еще мне повезло, что в той папке хранились не только его работы, но и графика его товарищей. Еще там был этюд 1942 года, на котором изображено Кальварийское кладбище».
В коллекции «Графика» Государственного Учреждения «Лидский историко-художественный музей» хранится с 1977 года графический лист этого автора «Укладка панелей» 30,5 х 41 см, бумага, линогравюра. Лист передан Художественным музеем БССР (в настоящее время Национальный художественный музей Республики Беларусь).
На листе индустриальный пейзаж, на котором в правом нижнем углу имеется пометка простым карандашом «И. Р. Гимбицкий “Укладка панелей в штабеля” Линогравюра 1958г. /Из серии Минский з-д жел.-бетонных изделий/». На оборотной стороне надпись карандашом «/3» следует считать единицей печатного листа линогравюры.
Сведения о том, что линогравюра с 1977 года экспонировалась отсутствуют. Вероятнее всего, она «увидела свет» спустя…65 лет!
(Прим. автора ретровернисажа ст.научного сотрудника Никифоровой Т.М.)
Автор использовала открытые источники:
- Энцыклапедыя літаратуры i мастацтва Беларусi в 5-ти томах. — Т.2, стр.65.
- Газета Советская Белоруссия № 101 (24731). Суббота, 30 мая 2015