С 1795 г. по 1915 г. Лидская земля входила в состав Российской империи. До ноябрьского восстания 1830-31 гг. российское правительство в сложившуюся при Речи Посполитой систему образования не вмешивалось. Дворяне учились в уездном училище монахов пиаров, которые в польское время назывались коллегиумами, торговцы и ремесленники евреи получали примитивное образование в хедерах у меламедов, местные крестьяне “тутейшие” в большинстве своем нигде не учились. Дворяне получали знания на латинском и польском языках, торговцы и ремесленники — на идиш, лучшие из крестьян – в парафиальных школах – на польском, при униатских церквушках – дети священников на старославянском.
За 120 лет в городе Лида были открыты и функционировали 20 учебных заведений
Уездное училище монахов пиаров (1804-1820, 1825-1833).
Мещанское училище (1834-1835).
Дворянское уездное пятиклассное училище (1835-1858).
Еврейское казенное училище I разряда (1853- 1878).
Дворянское уездное трехклассное училище (1859- 1865).
Приходское одноклассное училище с женской сменою (1864-1904).
Уездное двухклассное училище (1865 -1902).
Женское одноклассное частное училище (1869-74).
Еврейское начальное одноклассное училище (1878-1915).
Еврейское двухклассное частное училище (1894-99).
Женское частное училище (1901-1906).
Городское четырехклассное училище (1902-1912).,
Приходское двухклассное мужское училище (1904-15).
Ешибот (1905-1915).
Женская частная прогимназия (1906-1910).
Мужская частная 4-классная прогимназия (1907-15).
Еврейская женская частная 4-классная прогимназия (1907-1913).
Женская частная 7-классная гимназия (1910-1915).
Высшее начальное училище (1912-1915).
Мужская гимназия (1913-1915).
О первых трех учебных заведениях материал в 2016 г был выставлен на сайте lida.info.
В продолжение темы.
Лидские еврейские казенные училища и хедеры
В XIX веке еврейская община России была самой большой в мире. Традиционное образование российских евреев заключалось в изучении Талмуда, умении считать и писать, усвоении правил поведения правоверного еврея.
9 декабря 1804 г Александр I утвердил «Положение для евреев», где говорилось о равных возможностях в получении образования: «Все дети евреев могут быть принимаемы и обучаемы, без всякого различия от других детей, во всех Российских народных училищах, гимназиях и университетах. … Те из евреев, кои способностями своими достигнут в Университетах известных степеней отличия в медицине, хирургии, физике, математике и других знаниях, будут в оных признаваемы и производимы в университетские степени наравне с прочими российскими поданными».
Четверть века спустя российское правительство обнаружило, что евреи сохраняют внутреннюю изоляцию. Главные причины изоляции — иудаизм и еврейская система просвещения и воспитания, базирующаяся на Талмуде.
19 августа 1827 г. Николай I повелел распространить надзор Министерства Народного Просвещения на все учебные заведения, кроме военных и духовных. Частные еврейские школы (талмуд-торы, хедеры, ешиботы) должны были отчитываться перед Министерством. Однако решение не было реализовано: «Сия мера не могла быть применима к ним в полном объеме, частию по недостатку общих положений о воспитании евреев, частию по неизвестности средств к учреждению Еврейских учебных заведений в видах правительства».
Из доклада Министра Народного Просвещения С.С. Уварова от 17 марта 1841 г. выяснилось: «Допущение евреев в наши гражданские училища … доставило нам учеников и студентов, прилежных и способных, добровольно оставивших все наружные признаки своего племени, хотя вообще число евреев находящихся в наших училищах, было доселе довольно незначительно». То есть евреи не пошли учиться в российские государственные учебные заведения. По неполным данным 1841 г. «в общих школах обучались 238 евреев».
Граф Сергей Семенович Уваров — министр Народного Просвещения (1833-49), активный сторонник просвещения и русификации евреев. Ему принадлежит знаменитая триада российской государственности: «…собственными началами России являются Православие, Самодержавие и Народность, без коих она не может благоденствовать, усиливаться и жить… в соединенном духе с этими началами должно осуществляться в России и народное воспитание».
В русле просветительской политики Николая I С.С.Уваров в 1841-44 гг. разработал концепцию государственного просвещения евреев, задачи которой состояли «в постепенном сближении их с христианским народонаселением и в искоренении суеверия и вредных предрассудков, внушаемых учением Талмуда». 22 июня 1842 г. была учреждена Комиссия для образования евреев в России из двух раввинов и двух еврейских общественных деятелей под руководством Министра. По результатам работы комиссии было принято решение: создать государственную (казенную) систему еврейских учебных заведений, в учебную программу которых наряду с религиозными предметами ввести общеобразовательные, а также упорядочить традиционные формы образования евреев и подчинить частные еврейские школы надзору Министерства.
13 ноября 1844 г. Николай I своим Указом «повелел учредить для образования еврейского юношества особые училища двух родов: первоначальные или первого разряда, соответствующие приходским, и второстепенные или второго разряда, в объеме уездных училищ, преимущественно реальные, а для приготовления учителей Еврейского Закона и Раввинов – Раввинские училища, сравнив их в отношении к общим предметам с Гимназиями…. Для преподавания закона определить в Еврейские учебные заведения учителей из Евреев, а для прочих предметов – как из Христиан, так и из Евреев, получивших на то право установленным порядком».
В 1847 г. были открыты раввинские училища в Вильне и Житомире, в 1850-х годах открыты казенные училища. В Виленской губернии первое казенное училище 1 разряда было открыто в Вильне (1847), затем в Лиде и Свенцянах (1853), Дисне (1855), Вилейке (1858). В казенных еврейских училищах из 24 еженедельных часов еврейским предметам отводилось 13.5 часов.
Вместе с преобразованием еврейского просвещения были введены: налог на традиционную еврейскую одежду (1844), налог на ношение ермолок (1848), и, наконец, полный запрет с 1 января 1851 г. на ношение еврейской одежды.
После 1855 г. представители еврейских ортодоксальных религиозных кругов несколько раз обращались к Александру II с просьбой о закрытии казенных еврейских училищ. Однако, государственная линия на «сближение и искоренение» оставалась неизменной. Сокращались еврейские предметы, все больше часов отводилось русскому языку. Постепенно еврейские училища превращались в «русские училища для евреев».
Как бы то ни было, выпускники казенных еврейских школ составили первое поколение образованных русскоязычных евреев. В ноябре 1861 г. евреи, имевшие академические дипломы, получили полную свободу в выборе места жительства. В сентябре 1864 г. детям всех вероисповеданий был открыт доступ в прогимназии и гимназии.
Лидское казенное еврейское училище I разряда (1853- 1878)
Лидское казенное еврейское училище 1 разряда было основано в январе 1853 г. «На содержание училища, на основании Высочайше утвержденного 18.11.1844 положения, отпускается 1206 р. в год из сумм свечного с евреев сбора». 220 руб. отпускалось на наем помещения, остальное — жалование смотрителю и преподавателям.
В 1870-х годах смотритель получал 250 руб, учители еврейских предметов и арифметики — по 225 руб, чистописания — 50 руб. и 50 руб. добавочно.
Принимались дети с 8-летнего возраста, не больше 50 человек в класс. При поступлении должны были уметь читать на древнем еврейском языке, знать наизусть употребительные молитвы и понимать две первые книги Моисеева Пятикнижия. Обучение продолжалось два года, преподавали Закон еврейский, молитвы, чтение и письмо на древнем еврейском языке с началами грамматики, чтение и письмо на русском языке с началами грамматики, четыре первых правила арифметики с понятием о мерах, весах и деньгах, чистописание. Дополнительно преподавали немецкий язык. Программы по общеобразовательным предметам соответствовали программам приходских училищ. В конце учебного года проводили испытания.
Первым смотрителем Лидского еврейского казенного училища был назначен губернский секретарь Самуил Карлович Неслуховский. В продолжение 12 лет он был непосредственным начальником сего заведения. «Главная и важнейшая обязанность смотрителя состоит в наблюдении за исправностью учителей и успехами учеников в учебном и нравственном отношении». Смотрителю училища были также подчинены частные еврейские учебные заведения — хедеры, которые он обязан «обозревать…по крайней мере два раза в год». В конце учебного года смотритель представлял непосредственному начальству отчеты о состоянии как вверенного ему еврейского училища, так и подведомственных ему хедеров.
Последующие смотрители: преподаватель общих предметов раввин Ошер Леонтьевич Гордон (9.10.1865-66); преподаватель русского языка Кивель Львович Пумпянский (5.12.1868-73), воспитанник Виленского раввинского училища Осип Ильич Зинголь (22.01.1873-76), Самуил Исаакович Гурвич (2.10.1876-78).
В 1859 г. для казенных училищ была введена должность почетного блюстителя. Почетным блюстителем Лидского еврейского училища был назначен ратман городского магистрата мещанин домашнего воспитания Иосель Лейбович Бржезинский (19.01.1862-78).
Преподавательский корпус. Преподаватель обрядов еврейского закона и религиозно-нравственного учения (12.02.1853-57), обрядов веры (1858-61), учитель еврейских предметов (1862-63, 1866), обрядов по еврейскому закону и религиозно-нравственного учения (1864- 65) — Файвиш Мовшович Кабачник. Учитель еврейских предметов — Бомштейн (1862), Дрейзин (1863). Учитель общих еврейских предметов -Моисей Крамник (10.08.1863-64), общих предметов Мовша Клецкий (10.10.1864-66). Учители еврейских предметов воспитанники Виленского раввинского училища Яков Файвишович Кабачник (9.12.1866-76) и Израиль Хаимович Боркум (1.08.1877-78). Преподаватель библии, молитв, еврейского языка и упражнений в немецком языке Шмуил Лейбович Рабинович (1853-56); преподаватель библии, молитв и проч. (1857-61), учитель еврейских предметов (1862-63) Бейрах Гордон. Сверхштатный учитель чистописания (1858-61), учитель еврейских предметов (1862-63), учитель чистописания (1864-78)- Иосель Зельманович Турецкий. Учители арифметики — Осип Зингель (с 18.10.1868) и Хаим Абрамович Раскес (10.01.1869-78).
Осип Зингель (Зинголь) после окончания Виленского раввинского училища в январе 1873 г. был назначен смотрителем Лидского еврейского училища. Все преподаватели и смотрители, кроме самого первого, евреи.
Жалование в 1870-х годах: смотритель — 250 руб, учители еврейских предметов и арифметики — по 225 руб, чистописания — 50 руб. и 50 руб. добавочно.
В 1877/78 учебном году в училище обучались 62 ученика.
Лидское казенное училище 1 разряда закончил в конце 1860-х годов Мейлах Носелевич Пупко (1859-1934) купец 1 гильдии, владелец Лидского пивного завода, менеджер высокого уровня, создавший лидскому пивоварению европейскую славу. В начале 1870-х годов в высших кругах сложилось мнение, что существование еврейских учебных заведений «как изолированной системы образования сугубо национально-конфессионального типа» непродуктивно. В 1873 г. было принято решение казенные училища 1 разряда преобразовать в начальные еврейские училища с обозначенной целью «учить евреев в русском духе и приобщать к общей культуре, не смешивая с христианами». Эта мера, в конечном итоге, должна была способствовать привлечению евреев в обычные общеобразовательные учебные заведения.
До Лиды это решение дошло спустя пять лет в виде открытия одноклассного училища с приготовительным классом. Были уменьшены часы для изучения еврейской религии и усилен контроль со стороны правительства за содержанием обучения, а так — те же два года обучения.
Лидское еврейское начальное одноклассное училище с приготовительным классом (1878-1915)
Лидское еврейское начальное одноклассное училище без изменений просуществовало 37 лет.
Почетные блюстители: виленский купец 1 гильдии Мейлах Кенигсберг (1880-87), почетный гражданин Моисей Жирмунский (1887-1900), купец 2-й гильдии Гершон Аронович Пупко (1900-14), купец 1-й гильдии Давыд Львович Стругач (1914-15).
Заведующие: Герасим Исаакович Зархин (1878-87), Григорий Моисеевич Каценельсон (1887-92), Израиль Каган (1892-94), почетный гражданин Осип Ю. Бурштейн (1894-1902), Илья Саввич Цыпкин (1902-15).
Помощники учителя: Александр Борисович Дронзик (1878-81), Семен Гальперн (1884-93), Абрам Маркович Шейнгольд (1893-1915). Учители приготовительного класса: Вульф Бурде (1879-86), Абрам- Симха Лившиц (1886-90), Аарон Дубовский (1890-1902), Яков Овсеев Яцовский (1902-07), Давыд Ионович Гернштейн (1907-15). В 1892 г. в штат училища включили штатного врача, в этой должности пребывали лекарь Лазарь Ширвиндт (1892-94), Абрам Яковлевич Дамский (1894-96), Абрам Израилевич Варшавский (1896-1915).
Заведующие, помощники учителя, учители приготовительного класса все без исключения иудейской веры, выпускники Виленского еврейского учительского института.
В 1879 г. в училище обучались 45 детей, в 1897-99 годах -102 ученика.

На содержание одноклассного училища в 1879 г. отпускалось 2221 руб.70 копеек: жалование заведующего 350 руб, столовые — 190 руб, добавочные — 75 руб.; жалование помощника учителя — 200 руб., столовые — 100 руб.; жалование учителя приготовительного класса- 240 рублей, квартирные 75 руб. Плата за помещение — 220 руб. Остаток средств распределялся на учебники и премии.
Почетным блюстителем училища в 1914-15 гг. был выдающийся инженер химик и купец 1 категории Давыд Львович Стругач. Его включают в ТОП- 100, 50 и даже ТОП -30 белорусских предпринимателей 1913 года. Руководил товариществом, созданным его отцом. Ему принадлежали дрожжево-винокуренные заводы в Лиде и Ошмянах и доля в рижском синдикатном объединении АО «Дрожжи».
Лидское двухклассное частное еврейское училище (1894-1899)
Существовало 4 учебных года. Содержательницы: Р. Пасс (1897/98), Б.Лапидес (1998/99). Учителя О. Бурштейн (1897-99), Б. Лапидес (1897-99), О.Сирочинский (1897/98), О.Пиллу (1898/99). В 1897-99 г обучались 65 учеников.
Хедеры
Низшая еврейская школа, называемая хедер, в Лиде функционировала с ХVI века. Хедер был частной домашней школой, уроки проводились в доме учителя. Занимались от 3 до 9 учеников. С 3 лет они обучались азбуке и чтению еврейских текстов, с 5 лет изучали Пятикнижие с комментариями, с 8 лет углублённо занимались Талмудом. Занятия проходили с раннего утра до семи часов вечера. Обучение было платным. Абсолютное большинство еврейских детей получало образование в хедерах. В Виленской, Гродненской, Минской губерниях и Белостокской области в 1841 г. было около 2500 домашних школ. В 1897/98 учебном году в Лидском уезде было 86 хедеров, в которых обучались 996 учеников.
До второй половины XIX века учились только мальчики. В начале ХХ века в одном из таких лидских хедеров учился Иосиф Долинский – будущий профессор ВГИКа:
Иосиф Львович Долинский (1900-1983)
«Учились мы обычно у учителей в их квартирах. Мне запомнились три учителя… Первый … учил нас еврейской азбуке, чтению и письму. Это был удивительно добрый человек, худой, с большими глазами, совсем не молодой, с козлиной полуседой бородой… Самое удивительное заключалось в том, что если он видел старание ученика, сообразительность, умение, то вдруг откуда-то сверху падала на стол к этому ученику конфета … он, находясь в то время сзади ученика, восклицал: «Вот видишь, бог послал тебе сладость за твое усердие!» При этом сам радовался и добавлял: «Бог все видит!»… Как только мы, дети, могли свободно читать по-древнееврейски, началось учение по «Хумешу», то есть по Ветхому завету: пять книг Моисеевых, далее книги «Царств», Псалтырь, Притчи царя Соломона и другие священные книги.
Переход из класса в класс значил иногда и появление другого учителя, в квартире которого мы обычно и занимались. Учителя, у которых мы учились, были людьми тихими, спокойными, относящимися к нам по-доброму, по-отцовски. Но один учитель запомнился мне злым, и как нам казалось, недоброжелательным человеком, он сердился, часто кричал на нас, возможно, занимался и рукоприкладством, что в то время было уже редкостью. Обучение в хедере, да и в других школах было раздельное, мальчики и девочки учились не вместе… Как ни старались учителя, обучение в хедере было схоластическое, совершенно не связанное с современностью, с жизнь. Изучение священных книг ничего не давало для понимания действительности».
Министерство народного просвещения пыталось контролировать хедеры. Были введены особые процедуры выдачи свидетельств на право обучения; утверждены нормативно-методические и организационно-распорядительные документы, направленность которых сводилась к усилению государственного контроля над меламедами и хедерами. Особых результатов эти попытки не принесли.
Основные источники:
Долинский И. Память. М. 2000. С. 23-25.
Колоцей М.Я., Коженевская М.Г. Политика российского правительства в области еврейского образования во второй половине Х1Х-начале ХХ века. Электронный ресурс: lucykolotsey@rambler.ru
Памятная книжка Виленской губернии на 1854, 1855, 1856, 1857, 1858, 1959, 1860, 1861, 1862, 1863, 1866, 1867, 1869, 1870, 1873,1894, 1904, 1908, 1910, 1914 год.
Памятная книжка Виленского учебного округа на 1874, 1875, 1876, 1877, 1877/78, 1879/80, 1880/81, 1882/83, 1890/91, 1892/93, 1893/94, 1895/1896, 1896/97, 1897/98, 1898/99, 1900/901, 1901/902,1903/904,1905/906, 1907/908, 1908/909, 1911/12, 1913, 1914, 1915 учебные годы.
Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Т. 2: Царствование императора Николая I. 1825-1855 г. Отделение 1-е: 1825-1839. Санкт-Петербург. 1875.
Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Т. 2: Царствование императора Николая I. 1825-1855 г. Отделение 2-е: 1840-1855 г. Санкт-Петербург.
Валерий Сливкин,
старший научный сотрудник Лидского историко-художественного музея