- Друзья, мы продолжаем мини-обзоры предметов нашей легендарной выставки «Хрущёвка 60-х». Сегодня у нас — советский парфюм! Допускаю, что кто-то полагает, что его не было. Конечно, был! Другое дело какой…
Спешу ответить скептику — качественный! Я, человек далёкий от парфюмерного производства, знаю об этой экзотической профессии мало. Потому, мировая паутина мне помогала строить разговор в «духе времени» для того, чтобы рассказать о парфюме СССР и на нашей выставке, в частности.
Парфюмер-создатель: человек, создающий духи. Речь идёт о составителе духов.
Нос: кроме обонятельного органа, этот термин обозначает ещё в парфюмерии людей, создающих духи. Нос, профессия(!!)мало известная. «Нос «и парфюмер, изобретают духи. Работа такого человека мало научна. Он — одновременно артист и техник и его нос для него полезнее, чем все современные машины. «Нос » может иметь в списке и узнавать 3000 различных запахов. Цель состоит в том, чтобы создавать гармонию запахов как создавать гармонию цветов или музыкальную тему. Но я хочу в этом обзоре говорить не о профессии, а о парфюме в СССР и думаю, его запах был сплошь брутальным….
Что может быть более трудным, чем описание запаха? Запах — понятие субъективное, он наполнен нюансами. Сколько раз вы ловили себя на том, что, почувствовав легкое дуновение каких-либо духов, вдруг ощущали непонятное щемящее чувство, отголоски воспоминаний и силились ухватить ускользающее видение.
Вооот! Тоже самое говорят и посетители нашей выставки «Хрущёвка 60-х». Парфюм хранит воспоминания!
Да, как ни странно, у запаха-ощущения! Кислый, цветочный, амбровый, хвойный, смолистый, мускусный, острый, циркоровый, туберозный, ванильный, пряный- так говорят о запахе духов. Но по меньшей мере он также воздушный, легкий, резкий, нежный, пьянящий, сладкий, пленительный, волнующий, тонкий, неуловимый, утонченный, изысканный, благородный, неясный, летучий или нестойкий… К какому количеству эпитетов прибегнет каждый, пытаясь определить запах духов? Если верить всему, что говорят и пишут о запахе духов, он может быть:
- свежий, легкий, необузданный, бодрящий, юношеский, спортивный, живой
- романтичный, утонченный, необычный, туманный, нежный, загадочный, изысканный
- эллегантный, в высшей степени изысканный, очень женственный, изящный, обольстительный, волнующий
- экзотический, сладострастный, загадочный, пьянящий, терпкий, чувственный
- теплый, провокационный, волнующий, пряный, лучезарный, сильный, крепкий…
Но сомневаюсь, что это запахи индустриального СССР и 60-х годов, которые представляет наш выставочный проект. Запах табака, алкоголя, грязной одежды, часто немытых тел… Такими впечатлениями делились западные туристы, побывавшие в советском государстве в 30-40-е ХХ века. Чуть позже сюда примешается запах антисептиков, керосина, бензина…– достаточно тяжелые, сладкие и несколько вульгарные…
«Но были и тонкие ароматы духов и одеколонов – в основном в солидных учреждениях, закрытых помещениях, на частных вечеринках»…
Однако, перед Второй мировой войной на советский рынок вдруг выталкиваются шампанское, икра и… духи. О них начинают писать советские журналы и газеты. Это, конечно же, не была реклама, но тем не менее, о таких товарах начинают говорить в массах! Большие наборы в красивых коробках : духи и одеколон, несколько вариантов пробных –дорогая диковинка…
Основной проблемой в производстве советской парфюмерии в течение всего времени был дефицит сырья. Не хватало животного жира – основного ингредиента в производстве парфюмерии и косметики. Позднее не хватало эфирных масел и химических веществ, которые Советский Союз не производил, а тратить валюту на импорт главных составляющих духов советское руководство не считало нужным.
По мере того как менялась административная структура СССР, менялись и ответственные за производство и распространение парфюмерии. Вначале 1920-х гг. за парфюмерию отвечал «Главпарфюмер» – отдел в составе Народного комиссариата продовольствия(!?)
После окончания Второй мировой войны Народные комиссариаты были переименованы в министерства, и «Главпарфюмер» стал частью Министерства легкой промышленности, где и оставался до конца существования СССР.
Не секрет, что в течении всего 20 века наиболее популярными товарами красоты считались те, которые были привезены из Франции.
И эти традиции уходят корнями в 19-й век, когда парфюмерным делом в России занимались французские иммигранты. В то время на российском рынке доминировала парфюмерная фирма «Брокаръ».
После установления советской власти «Брокаръ» был переформирован в «Новую зарю» ( ныне это «Л’Этуаль»), сохранили некоторые традиции советской парфюмерии.
Компания до сих пор производит знаменитые духи «Красная Москва». Их формула была немного изменена, но все же духи сохранили свой традиционный аромат. Их вполне можно купить бабушке в подарок в интернет-магазине.
И что удивительно, существовали стилевые тенденции определенных временных периодов СССР:
- цветочные ароматы (после войны хотелось счастья, простого, человеческого)
Стиляги к.50
- Стиляги к.50-х-н.60-х годов внесли свой штрих –моду на парфюм с названием имён собственных:
- « зеленые», экостилевые в 70-е годы «Русский лес», «Полюшко», «Цветы России»
- «Консул», «Мистер», «Дипломат»-это тренды н. 80-х и лица реальных людей на этикетках
- Радостно знать, что детский парфюм тоже появился в 70-е, правда, расхожая шутка о качественной характеристике заключалась в том, что это «из тех же бочек, но чуть больше разбавленные…»
Были и совершенно неожиданные названия …
Основу коллекции советского парфюма нашей выставки заложил человек, хорошо знакомый многим горожанам своим литературным вкладом в комплектование коллекций этого проекта.
Михаил Баранчик, некогда жил в нашем городе. Ныне проживает в г.Минске; теперь уже член литературного сообщества «Полоцкая ветвь» ( с чем мы его, пользуясь случаем, поздравляем!!!), написал «Воспоминания о городе своего детства». Михаил так же подарил нашей музейно-образной комнате «Хрущевка 60-х» классический парфюм. Со слов Михаила-это оригинальный парфюм его дорогой мамы.
Большинство советских брендов остались в прошлом.
Но ретро-мода на советские духи и косметику существует! Цены зашкаливают! Почему? Причин несколько, во-первых, приобрести оригинальный парфюм из времен СССР не так просто, это некоторая редкость, а во-вторых, советская парфюмерия делалась из более качественных компонентов, нежели сегодняшние ароматы. Для изготовления советских духов и одеколонов использовались зачастую натуральные компоненты, а производство регулировалось требованиями ГОСТ, посему парфюмерия получалась качественной.
Многие флакончики советской парфюмерии, выпущенной 30-40 лет назад, и по сей день хранят ароматы прошлого. Такие духи можно приобрести на различных интернет аукционах и в специализированных магазинах. А для ценителей парфюмерии данные ароматы становятся предметом коллекционирования. В некоторых коллекциях количество советской винтажной парфюмерии очень велико.
Имею личный опыт: был такой одеколон фабрики «Дзинтарс»- «Эдгар».
Попытка сделать оригинальный (!)подарок мужчине с таким именем закончилась легким шоком от цены…
Знай об этом наши бабушки, в серванте хранили бы нам в наследство парфюм упаковками
…Существует «неудобная» правда о ещё одном аспекте, связанном с дешёвым парфюмом СССР. Его неблагополучные граждане иногда (простите) употребляли, как разновидность псевдоалкоголя, пользующаяся широким спросом у среднего класса.
Спрос был поразительно велик – в 1914 году на многих парфюмерных заводах одеколон вытеснил всю остальную продукцию. Российская Империя в лице градоначальников повела жесткую борьбу с любителями одеколона, в 1915 году одеколон выдавался по справке. Такую справку врачи не выдавали, получить ее можно было только в полиции.
Тему эту здорово сатирит Леонид Гайдай в фильме «Джентельмены удачи»
Преодолевая неудобность этой темы, напомню, что была и вторая волна пития одеколонов 1985 год-антиалкогольный. Про псевдоалкоголь снова вспомнили…Сей факт был зафиксирован в песне культовой группы Nautilus Pompilius — Ален Делон — Текст Песни:
….Ален Делон говорит по-французски
Ален Делон не пьет одеколон
Ален Делон пьет двойной бурбон
Интересный факт: оказывается, в далекие пятидесятые годы люди, жившие в Советском Союзе, с удовольствием пользовались услугами вендинговых автоматов с одеколоном, которые стояли в крупных городах и курортных зонах страны. Тогда их называли попросту «пшиками», за одну монетку автомат обдавал покупателя хорошей порцией тройного одеколона из распылителя.
Автоматы по продаже газировки, автоматы по продаже пива и сухого вина, были также автоматы по чистке обуви и автоматы –распрыскиватели одеколона и духов. Собирали советские автоматы на Перовском заводе в Москве.
Однако кроме «пшика» в СССР были и другие автоматы с духами. Например, еще до использования отечественных разработок, перенимая западный опыт, в 1955 году страной было закуплено 37 заграничных вендинговых аппаратов, среди которых были и американские автоматы с духами.
Подобные машинки последнего поколения в ходу и сегодня!
Дословный текст рекламы аппарата Х «…. Автомат предназначен для продажи парфюмерии, обладает всеми необходимыми функциями для осуществления торговли духами и туалетной водой. Большая вместимость дает возможность установить автомат в оживленных местах, без необходимости частой загрузки. …Вы сможете предложить покупателям огромный выбор (до 48 наименований) духов, предоставив комфортные условия для приобретения своих любимых ароматов…..»
Позволю и я воспоминание собственного детства 60-х о «пшиках одеколона». Когда я слышала о том, что отец идет в парикмехерскую, всегда просила: — «Только попроси, чтоб тебя не пшикали…» В парикмахерских подражали вендинговым аппаратам, после завершения стрижки спрашивали: «Вам один пшик или два?» Плохо было и от одного «пшичка» потому, что это был «Тройной» одеколон, либо «Букет России» для женщин; казалось, что он жжёт глаза…
Не отставать от моды? Обольстить, соблазнить, очаровать? Быть самому себе приятным? На все эти вопросы можно было бы ответить «да». К тому же, хорошо подобранный аромат духов, сочетающийся с запахом кожи, характером и манерой поведения, создает некоторую ауру, уникальную среди тысяч.
К парфюму прибегают, чтобы подчеркнуть свое «я«, придать значимость своей личности, своему характеру, своим успехам. Согласитесь, как-то это не очень сочетается с негласным лозунгом СССР -«будь как все»….
В ХХI века узкопрофильные специалисты доказали, что парфюм может выполнять множество прикладных задач! Сегодня активно используется для личного повседневного ношения ароматы по принципу антипарфюма (запахи бензина, пыли, кожи, масла и прочие)
Теперь открыто говорят о том, что определённый парфюм- колоссальное средство манипуляций людьми. И эти знания активно используются в разных сферах. Например, японские фирмы в определённые часы по системе кондиционирования закачивают в служебные помещения строго выверенные ароматические комбинации, которые позволяют повышать производительность труда на 50% и снижать степень ошибок на 20%.
Вот такой получился «арома-разговор».
- Для иллюстрирования публикации использованы материалы и фотографии из фондов нашего музея, а так же найденные на просторах интернета.
Просьба к НЕРАВНОДУШНЫМ к данной теме жителям нашего города Лида: делитесь фотографиями из личных архивов, которые имеют отношение к теме обзора.
Сканируем и вернём с благодарностью!