Автор — старший научный сотрудник Сливкин Валерий Васильевич.
«Витолт, приъхавши до Литвы, збирал знову войско на татаре, хотячи посадити на царствъ Заволском Такътомыша, першого царя заволского, от Темертиклуя выгнаного, который утекл был до Витолта и мъшкал в Литве зо всъми уланы и мурзами своими на Лиде» (1. С.75).
В этих трех строчках упоминаются три великих деятеля средневековья: великий князь литовский Витовт, хан Золотой Орды Тохтамыш и эмир эмиров Маверанахра Тамерлан; три события: изгнание Тохтамыша из царства Заволжского, побег Тохтамыша к Витовту в Киев, проживание со своим двором в Лиде, и намерение Витовта вернуть Тохтамыша на царство Заволжское. Мимоходом летописец сообщает, что Лида была в Литве.
«Витовт, приняв под свое покровительство Тохтамыша, назначил для него местопребыванием Лиду (1396-1399 г.). Хан жил в особом доме, сохранившем надолго название Тохтамышева двора, где ныне приходской дом римско-католических священников» (2. С.170).
Тохтамы́ш (Токтамыш, Токтомыш, Тахтамыш, Тактамыш, Тартамыш (ок 1342 — 1406) — чингизид: сын мангышлакского оглана Туй-ходжи, один из потомков Тукай-Тимура, тринадцатого сына Джучи, старшего сына Чингизхана. Хан Золотой Орды в 1380-1395 гг., хан Тюменского ханства в 1396—1406 гг. Его отец около 1364г был казнен Урус-ханом. В 1375 г. бежал в Самарканд к Тамерлану (Тимуру). Тамерлан с четвертой попытки посадил его ханом на Белую Орду. По праву наследования, как чингизид, Тохтамыш объединил Белую и Синюю Орду. Осенью 1380 г. разгромил Мамая.
В 1382 г. совершил «тохтамышево нашествие» на Московское княжество: «В лъто 6890. Мъсяца августа 23 день приходилъ Тактамыш царь на Русскую землю, и плънил землю Русскую и град Москву взял, плънив и пожже» (3. С.128).
Дмитрий Донской укрылся в Костроме. Три дня татары бились под Москвой: «Пускали стрелы как дождь, и много падало осажденных в городе и на стенных забралах; поделали лестницы и лезли на стены: но граждане лили на них из котлов горячую воду, кидали камнями, стреляли из самострелов, пороков, тюфяков и пушек».
Тохтамыш употребил хитрость. «На четвертый день подъехали к стенам большие князья ордынские и с ними двое князей Василий и Семён, шурья великого князя Димитрия; они стали говорить осажденным: «Царь хочет жаловать вас, своих людей и улусников, потому что вы не виноваты: не на вас пришел царь, а на князя Димитрия, от вас же он требует только чтоб вы встретили его с князем Остеем и поднесли небольшие дары; хочется ему поглядеть ваш город и побывать в нем, а вам даст мир и любовь» (4. С.280).
Москвичи отворили кремлевские ворота. Дальнейшие события послужили темой печального народного сказания: «О Московском взятии от царя Тактамыша и о пленении земля Руськыя», которое можно уместить в одну жуткую фразу: И бысть въ граде сеча зла, а воне града такоже сеча велика. Колико же сечаху, яко роукы и плещи ихъ измолкоша и сила ихъ изнеможе, саблям же ихъ остриа притоупишяся» (5. С.152).
В Москве воины Тохтамыша вырезали 24 тысячи человек. После этого взяли Владимир, Переяславль, Юрьев, Звенигород, Можайск и другие подмосковные города. Тохтамыш вернул Великое Московское княжество в объятия Золотой Орды. После нашествия Дмитрий Донской вынужден был вновь признать зависимость от Орды и выплатить огромную дань. За семь последующих лет Тохтамыш восстановил единую государственность в Великой Орде. В 1389 г. вступил в военный конфликт с Тамерланом. Трижды Тамерлан ходил против Тохтамыша, пока в 1395г на берегах Терека у Железных ворот не победил своего протеже. Города Золотой Орды были уничтожены, Тохтамыш изгнан из Степи, на царский трон возведен Темир-Кутлуй.
Низложенного хана Тохтамыша приютил Великий князь литовский Витовт и определил ему в держание и пропитание Лиду. У Витовта были свои грандиозные планы: «Аз тя посажу в Орде на царство, а ты мя посадишь на княженьи на Великом на Москве». Хан Золотой Орды имел право давать ярлык — назначать на княжение в Москве. Зачем это Витовту нужно было — в Кремле в супружестве с 1389г жила великой княгиней его дочь Софья Витовтовна. Была, правда, небольшая загвоздка — у Василия Дмитриевича и Софьи Витовтовны пока еще не было потомка.
Новый хан Темир-Кутлуй боялся Тохтамыша, нервничал и требовал у Витовта его выдачи: «Выдай ми царя бъглаго Тахтамыша, врагь бо ми есть и не могу тръпъти, слышавъ его жива суща и у тебя живуща; премъняеть бо ся житiе сiе: днесь царь, а утръ бъглець; днесь богатъ, а утръ нищь; днесь имътъ други, а утръ враги; азъ же боюся и своихъ, не токмо чюжихъ; царь же Тахтамышь чюжь им есть и врагъ золъ, тъмже выдай ми его, а что около его ни есть, то тебъ» (6.С.172).
В переводе на современный язык это звучит так: Выдай мне царя беглого Тохтамыша, он мой враг, не могу оставаться в покое, зная, что он жив и у тебя живет, потому что изменчива жизнь наша: нынче царь, а завтра беглец, нынче богат, завтра нищий, нынче много друзей, а завтра все враги. Я боюсь своих, не только что чужих, а царь Тохтамыш чужой мне и враг мой, да еще злой враг, так что выдай мне его.
Витовт ответил: «Язъ царя Тахтамыша не выдамъ, а со царем Темиръ-Кутлуемъ хошу ся видъти самъ».
Поначалу общие дела Великого князя и экс-хана складывались удачно, в 1397 г. они сходили в поход под Азов. Собрав войско Витовт прошел у Киева, перешел Дон и дошел «до замку Озова; там надошли татаре напередъ и положилися кошем. А гды дали поле Витолту раз и другой звычаем своим, за третым разом поразил их наголову, ногайских и заволжских татар и забрал все их користи, верблюды, бахматы, быдла, стада; а так их поразил на сто тысячей и болш». С Азовского похода Витовт привел несколько тысяч пленных татар и расселил их по Литве. «Одну орду Витолт до Литвы припровадил, которую над Вакою рекою посадил, другую часть орды тои ж послал кролеви Ягейлу до Полши» (1.С.75).
Удачи распаляют амбиции и воображение, в 1399г Витовт привел в Степь «бесчисленное» интернациональное войско: «литва, и поляне, и немцы, лахове, жомойт, татарове, волохове» (1.С.148), 500 рыцарей, 50 русских князей, привез пушки, пищали.
В битве 12 августа 1399г на реке Ворскле Витовт с Тохтамышем потерпели сокрушительное поражение, причем Тохтамыш первым бежал с поля боя. Он неоднократно терпел поражения и точно знал, когда нужно уносить ноги и голову.
Вот как об этом написано в Хронике литовской и жмойтской: «Витолт, будучи першим звитязством запаленый, збирал войско цълый рок, братию теж, княжат, згромадил, котрый были на удъле и до него збъглися, як рой до матки, так люд литовский и руский….. А еднак з ним (Тохтамышем) Витолт скоштовался, маючи литовское и руское войско при собъ, а маючи уже готовыи войска с потребами военными, к тому маючи и княжат руских, тягнул до Киева. Тохтомиш теж был с своими полками татар заволских. А так под Киевом Витолт всъх ушиковал, яко мают з неприятелем потыкатися, … И так потым в Татарскую землю тягнул, хотячи выгубити з грунту племя их, … а гды пришол над Ворсклу, зараз обачили на полях татарских войск стоячих стънами Едига царя, вожа войск Тимиртиклуевых. Страх проникл през кости гуфов Витолтовых. Послал зараз Спытка, воеводу краковского, до татар на рековане о мир, на що татаре зараз призволили, але молодых панят руских наших охота до бою. Лаяли старых, мовячи: «Мы хочем битися а не мирити; битися битися пришлисмо». Хотъли поъсти всъх татар, так их зухвалство перемогло. Шабли в руках голые держачи волали: «Битися». А Витолт до них тыми словы веселою мовою рекл: «Поневаж вижу вашего рицерства цноту, и тую до бою смълость, и мужное серце, тылко сполне мужество свое откажъте, а я вас не выдам». То и болш мовил им, а затым огромне скочили до себе з великим криком, труб слыхати храпливых голосы, бубны выдают голосы, кони ржут «алла, алла» татаре кричать, а наши христиане и литва, шаблями и стрелбою ручничною биючи их, волают: «Господи помогай». Татаре з луков безпрестанку также стръляють. Димитр Корибут впосред татар з своими вскочил, и там съклся долго, з коней татар валяючи, аж его великий гмин конми оскочил. Крик, гук отвсюль валяючихся як волнам морским для вътров бурачихся, кули стрелы, як дождь, свищучи, летят з обу сторон в полях як рой пчолный; кричат, шабли, мечи гримят, зброи от копий трещат. А в том наших огорнули татаре и почали слабъти наши от их великости войска. Видячи Витолт, же зле, утъкл з Швидригайлом в малой дружинъ фортелем промыслным, а татаре биют, съкут, любо то и самых колкодесять тисячей татар згинуло. И так татаре збили все наше войско и распорошили, мало где кто сховался або ушол, и то пъхотою, снаднъй в травъ (нижли конем) сховавшися. … А Витолт з Швидригайлом в малой дружинъ утекли (кони перемъняючи) до Литвы» (1. С.75-76).
50 князей легло на Ворскле, в том числе Андрей Ольгердович Полоцкий и Дмитрий Ольгердович Брянский — участники Куликовской битвы. Хан Тимур Кутлук загнал остатки интернационального войска к Днепру, взял с Киева 3000 рублей серебра литовского в окуп и, погромив Великое княжество Литовское до самого Луцка, возвратился в свои улусы.
Планы Витовта о возведении Тохтамыша на Золотую Орду разбились на Ворскле. Неведомо, где жил Тохтамыш последующие семь лет, но известно, что жизнь его завершилась в конце 1406г: «царь Шадибик (Шадибек, Женибек) убил Тактамыша в Сибирской земле» (3. С. 130).
У Токтамыша было восемь сыновей: Джелал ад-Дин; Джаббар-Берди, Кeпек, Керимберды, Искандар, Бу-Саид, Кучик, Кадыр-Берди и пять дочерей, среди них Джанике (?-1437) – супруга Едигея, правительница Кырк-ора.
Двух сыновей Тохтамыша Витовту удавалось сажать на ханство в Золотой Орде. Зеледин (он же Зелени -Султан, Зеледин Тохтамышевич, Зеди-Салтан, Джелал-эд-дин) — правил в Орде в 1411-12 гг., а Керимберды (Керим –бердей, Керембердек, Бетсуб -Улан)- в 1413-19гг. Зеледин отметился в европейской истории как командующий татарской конницей в Грюнвальдском сражении, вырезавшей в преследовании лучших рыцарей, в том числе Великого магистра.
В общем, Тохтамыш — потомок знаменитого монгольского завоевателя Чингисхана, победитель Мамая, царь и хан Синей, Белой и Золотой Орды, в продолжение 15 лет властитель огромных степных пространств Азии, первый командующий взявший Московский каменный Кремль, личный друг и личный враг знаменитого азиатского завоевателя Тамерлана, трижды противостоявший ему в битвах, отец Джелал- эт- дина и Керимбердея, ханов Золотой Орды. Один из редчайших людей 14 века, видевший полупустыни и пустыни Средней Азии, Кавказские горы, степи, леса и великие реки Русской равнины. И этот человек жил в Лиде недалеко от замка на правом берегу Лидейки.
В начале ХV века Тохтамышев двор была затоплен водами замкового пруда. В середине ХIХ века местность получила название Дзеканка –Деканка, от слова декан. Здесь был построен дом для лидских деканов. Отрезок р.Лидейки в этом месте называли Лидейкой Деканской и даже Деканкой.
Мост через Лидейку был построен для небольшой водяной мельницы, которая в 1870г. стала собственностью соборной церкви. В 1893г мельница была передана лидскому еврею Давиду Шлемовичу Мордуховичу в аренду на 12 лет. Поскольку мельница нуждалась в ремонте первые три года Мордухович платил по 100 рублей, а в последующие 9 лет по 300 рублей. В 1915г мельница приносила Мордуховичу 4000 рублей годового дохода (7).
После Первой Мировой войны мельница исчезла, остался мост. Улицу, ведущую на мост, называли Дзеканка, за мостом улица становилась Дзярской=Лихой.
Фрагмент плана 1940 г. Улица Дзеканка названа Костельной. Обозначения: 29 — кинотеатр «Эдисон», 30- коммерческий банк, 32- кафедральный костел, 36-базовая станция, 43- Зорехер Бет Хамидраш.
В начале 1950-х годов из центра города в Заречье и в Южный городок ходили двумя дорогами: обычной по ул. Калинина и короткой, но рискованной, через полуразрушенный мост на Деканке. Дом декана находился за небольшим прудом и имел, насколько я помню, голубой цвет. После перехода через мост узкая тропинка шла через заросли высокого кустарника, несколько раз раздваивалась, одна из тропинок выводила к перекрестку улиц Калинина и Летной. Зимой ходить этой дорогой было опасно, мост обледеневал – трудно было не поскользнуться, а по свежему снегу — сбиться с тропинки. Когда сваи сгнили — мост рухнул, короткий путь в Заречье исчез.
В настоящее время — это тихий уголок в треугольнике между улицами Грюнвальдской -Ленинской и рекой Лидейкой.
Первоисточники
- ПСРЛ. Том 32. Москва. 1975.
- Киркор А.К. Города и поселения в Литве //Живописная Россия. Репринтное воспроизведение издания 1882 года. Минск. 1993.
- ПСРЛ. Том 30. Москва. 1965.
- Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Тома 3-4. Москва. 1988.
- ПСРЛ. Том 24. Москва. 2000
- ПСРЛ. Tом 11. Москва. 1965.
- НГИА в Гродно. Ф.1571. Оп.2. Д.9.