В Лидском историко-художественном музее появилось два новых интерактивных арт-объекта.
Это скамейки-пазлы, на которых можно не только посидеть, но и собрать одну из трех картин из фондов музея или создать свой собственный коллаж. Каждую деталь можно вращать, меняя оформление скамейки по принципу калейдоскопа или пазла. Скамейки изготовила команда СИДЕЙКА АРТ, которая создает интерактивные арт-объекты для городского пространства.
Одна скамейка разместилась на площадке перед музеем. Вторая скамейка находится во дворе Лидского замка.
Приглашаем жителей и гостей города посетить музей и замок и попробовать собрать все шесть изображений! Некоторые из представленных картин вы можете также увидеть вживую в экспозиции «Современное искусство края».
Скамейка №1.
Вы можете собрать одно из трех изображений:
- открытка с видом на замковую стену с северной стороны.
На изображении видны сосны, с которыми связана городска легенда: сосны выросли на месте убийства монахов-францисканцев. Они пришли в Лиду с проповедью христианства, но были убиты местными жителями, отвергшими новую веру. Сосны не срубали, так как, стоило сломать хотя бы веточку, на дереве выступала кровь.
Также на открытке изображен двухэтажный дом Янушкевича. Строилось здание как жилой дом на ссуду банкира Янушкевича. Но хозяин, строивший дом, не смог вовремя погасить ссуду. Дом перешел Янушкевичу, который сдал его в эксплуатацию городскому училищу. В сентябре 1902 г. в этот дом въехало новообразованное Лидское городское четырехклассное училище. Ежегодно училище выплачивало Янушкевичу деньги: 1000 руб. в 1903-1907 гг., 1200 руб. в 1908-11гг., 1375 руб. в 1912 г.
В училище принимали детей всех сословий старше 7 лет. Годовая плата колебалась от 5 до 15 руб. В программу входили закон божий, чтение и письмо, церковно-славянское чтение, арифметика, практическая геометрия, география, история России, основы физики и природоведения, черчение, рисование, пение, гимнастика, ручной труд. Ученикам, успешно закончившим до 13 лет четыре класса, разрешалось поступать в первый класс гимназии или реального училища без экзаменов.
1 января 1913 г. 4-классное училище было преобразовано в высшее начальное училище. Состояло из 4 классов с годичным курсом в каждом. Принимались дети в возрасте 10-13 лет, закончившие начальную школу. Как правило, это были дети средних слоев городского населения.
- картина Гродненских художественных мастерских, основанная на литографии Алоиза Мисеровича с рисунка Наполеона Орды «Над рекой Лидеей» (из фондов музея).
На изображении – замок в послеполуденные часы с юго-восточной стороны, река Лидейка, Крестовоздвиженский костел, здание кармелитского монастыря, дорога со столбами телеграфной линии.
Рисунок Н. Орды дошел до нас в литографической обработке Алоиза Мисеровича и имеет значительные отступления от фортификационных особенностей замка. Первоначальное изображение не известно, возможно, литограф значительно отступил от оригинала.
В фондах Лидского историко-художественного музея хранится также открытка с данным изображением.
- картина «Полночь» лидского художника Ивана Ивановича Красочко в жанре архитектурного пейзажа из фондов музея.
Авторский замысел — изобразить памятник архитектуры в современном ландшафте города ночью. Картина была написана автором специально для экспозиции «Современное искусство края».
Скамейка №2.
Вы можете собрать одно из трех изображений:
- картина «Пионы» лидской художницы Елены Ивановны Гаврик из фондов музея.
Художница владеет почти всеми видами декоративно-прикладного искусства. Имеет коллекцию декоративных панно по керамике, гобелену. Интересуется техникой выполнения витража, декоративной росписи, стародавней техникой иконописи. Под руководством Е. Гаврик её ученики неизменно занимают призовые места в работах коллективного творчества, выполняемых для участия в областных и республиканских тематических конкурсах.Автор участвует в республиканских, областных и районных праздниках и выставках. Натюрморт «Пионы» и пейзаж «Усадебный парк в Дворищах» находятся в постоянной экспозиции «Современное искусство края».
- картина «Голубой жеребёнок» лидского художника Вилена Иосифовича Сильвановича.
Многие лидчане, несомненно, помнят этого жизнелюбивого, деятельного, яркого человека. Он был щедро одарённым от природы: прекрасно пел, играл на музыкальных инструментах, писал стихи, занимался резьбой по дереву и чеканкой. Самородок, каких среди нас единицы. Являлся в разные годы сотрудником Слонимской художественной фабрики в качестве резчика по дереву и художником Гродненского художественного комбината, работал художником-оформителем на предприятиях города. Вилен Иосифович успел написать большое количество картин и не успел закончить столько же этюдов и набросков. В большинстве своём авторский фонд художника – это пейзажи, написанные маслом и темперой; много портретов детей, отца, автопортреты, тематические картины.
Среди его работ есть интересные философские произведения, в которых он опередил время, в котором жил. К примеру, его живописная работа «Голубой жеребёнок» в настоящее время с успехом экспонируется в постоянной экспозиции «Современное искусство края». И почти никого не оставляет равнодушными!
- открытка начала ХХ в. из фондов музея с изображением пересечения улиц Виленской и Каменской (ныне Ленинской).
Перекресток был трехсторонний. Каменская не имела продолжения на восток к р. Лидейке. За костелом через один дом находилась кондитерская Т. Малиновского. В этом же здании снимали помещения нотариус Н. М. Трамбитский, парикмахер Г. Волкин, а на балконе росли цветы. Сразу за этим зданием находился проход к кинотеатру «Эдисон».
Двухэтажный угловой дом, принадлежавший Кривобокову, один из самых любимых объектов лидских фотомастеров начала ХХ века. Известно 11 открыток с его изображением. Вдоль Виленской в здании имелось 15 высоких окон и 3 ажурных балкона. На первом этаже размещались суконно-мануфактурный склад и мануфактурный магазин Айзика Абрамовича Винера, магазин швейных машин, велосипедов и музыкальных инструментов Иоселя Пейсаховича Неймана, писчебумажный магазин М. Слуцкого, отметившегося в истории города серией прекрасных открыток, фотоателье М. Тевянского и кабинет зубного врача Шатенштейна. На втором этаже был игорный дом.