Стилю «Сталинский ампир» было не суждено развиться. В конце 1955 года в СССР было подписано Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Благодаря этому, на сцену вышла советская мебель в стиле минимализм. Следующий период, в котором формировалось новое направление советского мебельного дизайна, пришелся на завершение 1950-х годов и продолжался вплоть до конца 1970-х. Его также называли периодом «хрущевской оттепели».
В 1957 году мебельная промышленность СССР пережила свое второе рождение благодаря подписанию указа об ускорении темпов жилищного строительства. Его задачей было в короткий срок обеспечить квартирами как можно большее число людей.
Поэтому квартиры эти, известные как «хрущёвки», делали очень малогабаритными, в отличие от тех же просторных «сталинок». Соответственно, в таких условиях массивная мебель 30-50-х годов уже не могла пользоваться большим спросом.
Это стало еще одной причиной, почему в тот период дизайнеры СССР поголовно ударились в минимализм. А в 60-е неотъемлемым слагаемым того, что называлось хорошим дизайном, была дешевизна…
Была создана государственная, жестко централизованная структура, регламентирующая отношения человека с окружающими его предметами.
В 1962 году постановлением Совета Министров СССР № 349 «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» учрежден Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с филиалами в столицах союзных республик и в крупных промышленных областях.
В данном учреждении разрабатывались такие разделы науки о дизайне как ритмика, современное цветоведение, эргодизайн, экономика красоты, дизайн-программирование, футуродизайн и множество других.
Проектированием мебели занимался и созданный в1962 году Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ), где работали мэтры мебельного дизайна 1960-х — начала 1970-х годов Ю.В.Случевский, К.К.Бломериус, Е.С.Бочарова, Э.Вельбри и другие.
Однако, типовая советская мебель, наполнявшая типовое жильё была простой,без лишнего декора, экономически и конструктивно рациональной.
Излишнее украшательство и стилизация тормозили массовое серийное производство. А когда люди начали переезжать из коммуналок в «Хрущёвки», чтобы уже в 1980 году встретить коммунизм в отдельной квартире, возникла необходимость обустройства частного быта.
Унифицированные элементы и детали, лакированные ДВП, ДСП и пластмасса вместо дерева – такова цена прогресса в мебельной промышленности.
В окружении его абсолютно безвкусных плодов жили поколения советских людей, даже не подозревающие о том, что в мире есть вещи, созданные с любовью по законам красоты, функциональности и комфорта.
Жилье среднестатистического строителя коммунизма на тот момент заполняли шифоньеры, тумбочки, столы, диваны, доставшиеся от «прежнего режима», либо самодельные (мебельная промышленность в довоенный период была представлена всего несколькими, основанными еще при «царизме», фабриками).
Именной ТАКОЙ образ квартиры — «Хрущёвки» создан в нашем музее. Это и была мебель индустриального стандарта. Но люди начинали покупать мебель. Статистика показывает, что уже в 1950-е годы вырос спрос на мебель. По сравнению с 1940 годом, продажа мебели увеличилась в 1965 году в 12 раз! Работающие мебельные фабрики не могут удовлетворить спрос на мебель.
Почему вырос спрос на мебель?
Во-первых, старая мебель, соответствующая крупным дореволюционным масштабам, не помещалась в новые квартиры. Старинные шкафы, столы, горки для посуды в прямом смысле не входили в узкие двери «Хрущёвких» квартир, не помещались на маленьких кухнях.
Во-вторых, другие старинные предметы быта, которые по размерам могли бы разместиться в новостройках, стилистически не соответствовали новому советскому быту. Они рассматривались теперь как элемент «чуждого мещанского быта». Нужно было покупать мебель производства СССР.
Домашние интерьеры, конечно, оставляли желать лучшего: побелка на стенах, бедная цветовая палитра. Но были и положительные моменты: например, многие могли себе позволить полы из натурального дерева — сейчас это считается чуть ли не роскошью. Мебель тоже была деревянной — по крайней мере, до наступления эпохи ДСП и ДВП.
Одним словом, дизайнеры работали, но продавалась такая мебель исключительно в крупных городах.
В нашем региональном городе Лидский объединённый промкомбинат (ныне мебельная фабрика) открылся в 1949 году!
В фондах нашего музея чудесным образом сохранилась накладная (а это в известной мере документ) от 16 мая 1967 года, из которой мы узнали о ассортименте промкомбината. Обратите внимание на две последние строчки в перечне накладной)
Местные жители в новенькие «Хрущёвки» везли свой скарб, называя его — обстановка…
Сомневаюсь, что новосёлы задумывались тогда о том, что интерьер квартиры – это слепок истории семьи. Сегодня, хранящиеся в ней предметы – памятники семейной истории…
Для иллюстрирования использованы материалы из фондов нашего музея, а так же найденные на просторах интернета. Просьба к НЕРАВНОДУШНЫМ к данной теме жителям нашего города Лида : делитесь фотографиями из личных архивов, которые сделаны на фоне интерьеров 60-х годов. Сканируем и вернём с благодарностью!