Автор Сливкин Валерий Васильевич, старший научный сотрудник Лидского историко-художественного музея
Ветряные мельницы появились позже водяных. Изобрели их либо китайцы, либо персы. В Иране мельницы вращались с VII в., приводились они в движение парусами, установленными вертикально на колесе, которое крутилось в горизонтальной плоскости. Мусульмане распространили парусные мельницы в Средиземноморье, такие мельницы имелись в Х в. на северной границе мусульманской Испании. В конце Х – начале ХI века парусные мельницы появились во Франции и Англии, а затем в Голландии (1.С.98).
Устройство парусной мельницы было примитивно простым: движение колеса, снабженного парусами, передавалось напрямую на верхний жернов, вращающийся на нижнем неподвижном жернове. Никаких зубчатых передаточных устройств, никаких проблем с ориентацией мельницы по отношению к ветровому потоку – паруса принимали любой ветер.
В Азии парусные ветряные мельницы на протяжении столетий вращались в горизонтальной плоскости. В Европе неизвестный изобретатель ХII века установил крылья в вертикальную плоскость, мощность при этом заметно увеличилась. В ХII веке мельницы с крыльями появились в Англии, в XIII в. – во Франция, в XIV в. – в Голландии, Германии и Польше. Северная Европа в этом отношении опережала Южную, и это понятно, в суровые зимы водяные мельницы прекращали работу. Наибольшее распространение ветряные мельницы получили в Голландии. Их многочисленность была предопределена необходимостью непрерывно откачивать грунтовые воды из отвоеванных у моря болотистых территорий. Голландцы усовершенствовали ветряные мельницы, они придумали тормозное устройство для быстрой остановки вращающегося жернова.
Поначалу появились столбовые (стержневые) или козловые мельницы «козловки». Это деревянное, обычно четырехгранное сооружение, высотой до 8-I2 м, с двускатной крышей, смонтированное на вертикальном столбе, который опирался на крестовину (козлы) и поддерживался подкосами. К крестовине прикреплялся брус – «дышло», которым поворачивали мельницу по направлению к ветру. Крылья устанавливались на горизонтальном валу, размещенном под крышей. Укрепленное на этом же валу колесо передавало вращательное движение с помощью шестеренчатой передачи на вертикальный вал, соединенный с верхним жерновом постава. Передача обычно рассчитывалась таким образом, чтобы за один оборот крыльев жернов делал 7-12 оборотов. Ось крыльев никогда не бывала строго горизонтальной, ее наклон регулировали эмпирическим путем. Система вспомогательных механизмов обеспечивала подъем наверх мешков с зерном, позволяла регулировать скорость вращения крыльев, тонкость помола муки и т. д. «Козловка» обычно была двухъярусной, ярусы сообщались посредством внутренних лестниц. Каркас делался из брусьев, обшивка – из досок; козлы – из дуба, зубья колес – из граба, яблони, клена.
В XVI веке появились башенные шатровые мельницы. Это монументальные, высокие (до 18 м), каменные конусообразные или деревянные восьмигранные на срубе из 3-4 венцов, суживающиеся к верху сооружения. Шатровые мельницы состоят из двух основных частей: неподвижного опорного основания и легкой поворачивающейся верхней шапки с крыльями или шатра. Шатер поворачивался вокруг оси на подшипниках, на железных шарах или на деревянных полозьях. Боковые каркасные стены обшивались досками, иногда гонтом. Принцип работы шатровой мельницы основывался также на использовании системы горизонтальных и вертикальных валов, соединенных шестеренчатыми передачами.
Известны были мельницы, сочетавшие в себе оба конструктивных решения. На территории музея народной архитектуры и быта под Минском экспонируется мельница-«пальтрак», которая покоится не только на массивном граненом осевом столбе, но и на лежащем на камнях деревянном колесе, в который вмонтирован кольцевой металлический полоз, по которому поворачивается корпус мельницы (2. С.142-143).
Существовали также небольшие ветряные мельницы, предназначавшихся для обслуживания одного или нескольких крестьянских хозяйств. Эти мельницы имели высоту 2-4 м., устанавливались непосредственно на землю. Иногда их встраивали в жилой дом, осевой столб пропускали через конек крыши. Известны были и перевозные мельницы на колесах.
В ВКЛ ветряные мельницы появились в ХVI веке. В начале 1860-х годов в Гродненской губернии насчитывалось 374 ветряных и 592 водяных мельниц (3).
Ветряные мельницы работают круглый год, но предпочитают ветровые потоки постоянного направления и быстро выходят из строя в условиях порывистых шквалистых ветров резко меняющих направление.
В Лидском повете в 1784 г. были четыре ветряных мельницы – под Олошевичами, под Ятвеском, у Жирмунского двора и в имении Дитва хорунжего уссарского Россудовского (4.S.105). Это были деревянные 3-этажные постройки.
Самая большая ветряная мельница Виленской губернии была построена в 1880-1885 годах в имении Тарново на средства генерал -лейтенанта в отставке графа Дмитрия Николаевича Мавроса.
Это мощное трехъярусное конусообразное сооружение, сложенное из гранитных валунов и кирпичей на известковом растворе. Диаметр основания 11,6 м. Верхняя часть мельницы представляла собой легкий деревянный шатер, который поворачивался на металлических шарах вокруг своей оси по направлению к ветру (5.С.85).
В 1948-51 гг. мельница вполне обеспечивала размол зерна, производимый в совхозе «Тарново». Отработала она около 80 лет. Стены сохранились до настоящего времени. Расположена она в 700 м к востоку от дворца.
В Лиде в Круповском переулке также была построена ветряная мельница. В 1914 г. она принадлежала Янкелю Мовшовичу Виленскому (6). Сохранились четыре открытки с изображением этой мельницы, сделанные в 1916-1917 гг. Мельница деревянная, шестигранная шатровая, стояла на пригорке, рядом два дома и небольшой сарай. В 1929 г. эта мельница называлась «Tachanowo» и ею по-прежнему владели Виленские. Нижняя часть мельницы в виде усеченного шестигранного сруба была неподвижной, а меньшая по размеру верхняя часть вращалась под ветер. Крылья принимали ветер и вращали вал лишь тогда, когда на них расправлялась парусина, свернутая в жгуты в нерабочее время.
Две ветряные мельницы действовали во время Второй Мировой войны и некоторое время после. Одна из них на хуторе около д. Кульбаки принадлежала Стасу Гришелю. Вторая – в д. Копачели. Копачельская ветряная мельница была 3-этажная, деревянная, небольшая по кубатуре, на катках, поворачивалась лопастями к ветру. Макет придумал и осуществил Феликс Копачель. Отработала года четыре, пришли власти: «Разбери, а то посадим». Разобрал в 1949 г. Дочь мельника Геня Феликсовна и ее муж в 2013 г. жили в Копачелях. Там под забором лежали катки от мельницы.
Еще одна частная мельница в 2000 г. крутилась в д. Козичи, принадлежала семье Кедык. Это небольшой 8-лопастной ветряк, укрепленный на металлическом валу над крышей сарая. Деревянные лопасти передают крутильный момент на вал, который через цепную передачу крутит верхний жернов. При среднем ветре ветряк за час перемалывал до двух ведер зерна. Придумал и построил эту миниатюрную ветряную мельницу Чеслав Матвеевич Кедык, пенсионер, он тридцать лет он проработал слесарем на зернотоке.
Встречаются упоминания, что в м. Мыто в XVIII столетии была конная мельница (4).
Источники
1. Техника в ее историческом развитии. М.1979
2. Сергачев С.А. Белорусское народное зодчество. Минск
3. Канавальчык Ю. Крылы на вежах// Культура. 2003. № 35
4. Rybak А. Dekanat lidzki w 1784 r w swiete opisow parafii diecezji wileńskiej. Bialystok, 2004
5. Тарнова // Лідскі летапісец. № 1-2 (29-30). 2005
6. НГИА в Гродно. Ф.1571. Оп.2. Д.9. Журнал генеральной проверки торгово-промышленных предприятий г. Лиды