Календарь июля справедливо был заполнен мероприятиями, посвящёнными 80-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. Картина проекта этого месяца – посвящение корифею изобразительного искусства Беларуси на тему Великой Отечественной войны. Василий Ерофеевич Тихоненко из того поколения, которое принято называть «дети войны».
Сотрудникам нашего музея довелось познакомиться с творчеством художника в 2008 году, когда разрабатывалось художественное решение постоянной экспозиции «Природа Лидчины». Художник Тихоненко состоял в рабочей группе подрядной организации, которая работала над художественным решением экспозиции. Дальний план диорам экспозиции, посвящённых временам года, написан именно этим автором. Это четыре монументальных произведения в жанре пейзаж. Они и сегодня восхищают наших посетителей, создавая «живую» атмосферу природы края.
Но, как известно, любой монументальной работе предшествует эскизная или этюдная работа. Художник очень творчески подошёл к выполнению технического задания художественного решения экспозиции. Этюдов написал несколько, выбор был сделан. А нашему музею автор подарил все этюдные работы. И они никогда не экспонировались прежде. Вашему вниманию сегодня этюд «Лето» авторства члена Союза художников СССР с 1967 года В. Е. Тихоненко (г. Витебск).
- Данная «Картина месяца» в настоящее время впервые экспонируется на выставке «Палитра лета» в зале № 22.
- Увидеть монументальные работы автора можно, посетив экспозицию «Природа Лидчины», зал № 2.
- Посмотреть предыдущие публикации проекта можно по ссылке https://lixmuseum.by/ru/kartina-mesyatsa/
Тихоненко Василий Ерофеевич
родился 12 марта 1937 года в Витебске в семье рабочего. Закончил Минское художественное училище им. А.Глебова (1960). В 1966 году принят в члены Союза художников СССР. С 1967-2000 годы работал в Витебских художественно-производственных мастерских, с 1967-1969 годы был директором. Основное направление — станковая живопись.
Автор множества картин, посвященных судьбе Родного края, его достижений, рабочим людям и колхозникам. Произведения исключительно идейны, имеют не малую смысловую нагрузку, великолепны композиционно, отличаются высоким художественным уровнем исполнения. Работает в разных жанрах станковой живописи (тематической картины, пейзажа, портрета, выполняет монументальные работы). Любимый жанр Василия Тихоненко – тематическая картина.
Он один из немногих витебских мастеров кисти, которые остаются верны этому выбору. Темы, и это отличительный признак художника – реалиста, подсказывает сама жизнь. Отсюда – наделённый особой социальной чувствительностью тонкий нерв его картин, и отражение времени в масштабах эпохи. И всё это – через понимание сущего в реальной жизни человека. Картина, как особая образно-пластическая структура, требующая от художника особой моральной ответственности, а не только умения сочинять композицию, владеть тайнами цветомузыки и рисунка, стала его любовью навсегда. Самоценное достоинство пейзажей Василия Тихоненко, прежде всего, в цвете. Цвет разработан во множестве нюансов и оттенков: то дымится синевой неба над пожухлой травой и стогом сена, то строится на сопоставлениях и контрастах красочных пятен, то по-импрессионистически точно высвечивает оттенки песчаной земли с прожилками зелени и «вкусной» фактуры сруба или пойму вечерней реки с золотистыми кронами деревьев. Не составляет труда обнаружить те приёмы живописного метода художника, которые определяют его творчество. Они вполне традиционны. Это и знакомый белорусскому искусству мотив как бы списанного с натуры уголка природы, и лирика затаенно-неподдельного живого чувства, и развитая старыми реалистами пространственно-воздушная манера письма, и тонко нюансированный колорит. Но, принимая условия определённой системы, В. Тихоненко оказывается свободным в выборе её содержательной выразительности: всё, что составляет привлекательность колористических находок, тонких соотношений пространства, становится личным творческим открытием, личной творческой интонацией.
Участвовал в выставках: Областных и Республиканских с 1957 года. Живописец. Много работает в области сюжетно-тематической картины. Основные произведения — полотна, посвященные Великой Отечественной войне: «В годы войны» (1975), «Возрождение» (1980), «В тылу врага» (1981), «Летний вечер на озере Глубокое» (1983), «Сражение за Оршу» (1984), «Незабываемое» (1985), «Деревенский дворик» (1986), «Безымянная высота» (1987), «Зимний вечер» (1990), «1945. Утро в деревне» (1991), «На отдыхе» (1999), «Огни БелГРЭС» (2000), «Сирень» (2002), «Двор лесничего» (2002), «Ефросинья Полоцкая» (2003), «Ф. Скорина» (2004), «На Браславщине» (2006), «Аллея в парке Браслава» (2006), «Витебск» (2007) и др.
Жил и работал в г. Витебск. Произведения живописца широко представлены в родной Республике Беларусь, находятся в Национальном художественном музее Белоруссии, фондах БСХ, Министерства культуры России, Витебском областном краеведческом музее, в других государственных и частных коллекциях.
Автор идеи проекта использовала информацию из открытых источников