/ Новости / Дайновское княжество: местоположение

Дайновское княжество: местоположение

Автор: старший научный сотрудник Сливкин В. В.

На многих белорусских туристических сайтах утверждается, что на территории Лидского района в XII -XIII ст. находилось Дайновское (Дейновское) княжество, а Лида была его «столицей». В статьях, опубликованных в «Лiдском летапicце» (1) и на сайте «Lida.info» (2) в 2010 г и 2013 г.,  я подробно изложил свои соображения по этому поводу, но, поскольку сайт прекратил свое существование, считаю необходимым повториться с привлечением новых материалов.

Земля Дейнов

В сохранившихся официальных документах земля Дейнов впервые упоминается в договоре Миндовга (Миндова) с Ливонским Орденом. 6 июля 1253 г. Кульмский епископ Хейденрик по поручению папы Иннокентия IV возложил на Великого князя Литовского Миндовга и его жену Марту королевские короны.  Миндовг стал единственным, первым и последним королем Литвы. При коронации присутствовали:

— magister Andreas fratrum predictorum et fratres sui Andreas, Johannes pincerna, Sittherus dapifer et Theodericus de Hassendorp, de fratribus predicatoribus frater Sinderamus, de fratribus minoribus frater Adolfus et sui socii et alii quamplures.
—   магистр ливонских братьев Андрей, и братья его Андрей, Иоанн чашник, Ситтерус стольник и Теодорикс из Гассендорпа, от братьев проповедников брат Синдерамус, от братьев простых Адольфус и его соратники и многие-многие другие.
—  Андрэй, майстар памянёных братоў, і яго браты Андрэй, Ян чашнік, Сітэр стольнік і Тэадорык с Гасэндорпу, ад братоў прапаведнікаў Сіндэрам, ад братоў меншых Адольф і яго паплечнікі ды многія іншыя.

Рис.1. А. Варнас. Коронация Миндовга

После коронации король Миндовг поблагодарил братьев Немецкого Ордена в Ливонии и папу Иннокентия IV за будущую поддержку в борьбе с неверными и подарил Ордену «на вечнае, вольнае і бясьпечнае валоданньне» 12 земель (7 — полностью, 5 – наполовину):  

Nomina autem terrarum sunt hec: Rasseyene medietatem, Lukowe medietatem, Betegalle medietatem, Eregalle medietatem, Deynowe medietatem, Kulene totum, Karsowe totum, Crase totum, Nederowe totum, Weyze totom, aliud Weyse totum, Wange totum. = Названия же земель таковы: Рассеин – половину, Луков – половину, Бетегалия – половину, Ергаллия – половину, Даинов – половину, Кулено – все, Карсово – все, Кразо – все, Недерово – все, Вейцо – весь, Вейзо – весь, Ванго – весь.= Назовы ж земляў гэткія: Расейнаў  палова, Лукава палова, Бетыголы палова, Айраголы  палова, Дэйновы палова, Кулені   ўсе, Коршава  ўсё, Крожы  ўсе, Недэрова  ўся, Вейжы  ўсе, іншыя Вейсі  ўсе, Вангі  ўсе» (3.1.2).

Произошло это событие, как записано в договоре: Datum in Lettowia in curia nostra anno domini MCCLIII mense Juli = Дадзена ў Летовіі, на нашым двары, у год Пана MCCLIII, у месяцы ліпені.

Именно на этот договор 1253 г. ссылаются в первую очередь историки, когда упоминают землю Дейнов. Названия перечисленных  в договоре земель исследователи уверенно связали с современными поселениями: Rasseyene – это Расейняй, Lukowe – Лаукува, Betegalle – Бетигола, Eregalle – Ариогала, Kulene – Калненай, Crase – Кражяй, Karsowe – Каршува. Эти семь поселений расположены в Жемайтии к северо-западу от впадения р. Невежи (Nevezis) в Неман.

Остальные земли, подаренные Миндовгом Ордену, определены с некоторой долей вероятности, поскольку находились на левобережьи Немана, которое в конце XIII столетия перешло Тевтонскому Ордену, затем Пруссии, а после Второй Мировой было поделено между Польшей, Литвой и Россией. Названия поселений неоднократно менялись. Тем не менее, подходящие топонимы были найдены: Weyze – Вижайны в Польше у границы с Литвой, Weyse – Вейсеяй в Ладзияйском районе Литвы, Wange – Вангай в Пренайском районе Литвы, Nederowe – бывшая прусская земля Надровия в Калининградской области. По поводу Deynowe мнения разделились: упоминались Дайновишкяй в Лаздияйском районе Литвы и Даново в Сувалкии, и прусская земля Denowe.

Рис 3. Ятвягия XIII столетия (по Каминьскому А., 1953)

Rasseyene, Lukowe, Betegalle, Eregalle, Deynowe передавались Тевтонскому ордену по договору наполовину, следовательно, эти земли были пограничными, а это в свою очередь значит, что земля Дейнов в 1253 г. располагалась на границе королевства Леттовия с Тевтонским Орденом.

21 августа 1253 г. папа Иннокентий IV утведил передачу земель Немецкому Ордену, в том числе и половину земли Дайнова (Dainowe): «мы даведаліся, што найдаражэйшы ў Хрысце сын наш, найясьнейшы кароль Летовіі… падараваў, як вы сьцьвярджаеце, вам і вашаму шпіталю землі Вангі і Коршава, а таксама палову мясцовасьцей, якія папросту называюцца Дайнова і Расіёны, ды некаторыя іншыя мясцовасці і маёмасці, якія наколькі вядома, належалі яму. Таму мы, …апостальскай уладай гэта завяраем і зацьвярджаем моцай гэтага ліста» (3.II.9).

12 марта 1254 г. три из пяти располовиненных пограничных  земель 1253 г., а именно Расейняй, Бетиголу и Лаукуву, король Миндовг подарил назначенному в Литовское королевство епископу Христиану: «добра параіўшыся з сваімі, прынялі вялебнага айца пана Хрысьціяна, якога папрасілі высьвяціць на біскупа нашага каралеўства, уводзячы яго ў дзяржаньне, а таксама прызначаючы яму ж  у пасаг палову Расейнаў, палову Бетыголы, палову Локава, на вечную памяць пра гэтую справу мы далі зацвердзіць гэты ліст нашай пячацьцю. Учынена гэта ў прысутнасці і з згоды нашых сыноў Рэплі і Герстута, ды нашага вернага Парбуся» (3.1.3 ).

В этом дарственном документе Ергаллия и Дайнова не упоминаются, из чего следует, что эти две земли остались пограничными.

Третий раз земля Дейнов упоминается в договоре Миндовга с немецким Орденом в Ливонии от 7 августа 1259 г. Этот договор J. Latkowski (1892) и W. Kętrzyński (1907) считали фальсификацией, К. Maleczyński (1936) доказывал его достоверность. Если это и фальсификация, то тех времен, что позволяет относиться к географическим названиям местностей и поселений как к достоверным. По договору 1259 г. Миндовг вроде бы уступил крестоносцам почти всю Денову: «мы з згоды нашых дзедзічаў перадалі іхнаму дому на вечнае, вольнае і бясьпечнае валоданньне ніжэй названыя землі, нічога не пакідаючы сабе з права ці юрысдыкцыі або ўлады на іх. … Назовы ж земляў гэткія: Денова (Denowe)  ўся, якую таксама некаторыя называюць Етвезь (Ietwesen), з выняткам некаторых невялікіх земляў, а менавіта Сентаны (Sentane), Дзернаў (Dernen) і Крэсмаў (Cresmen), і вёскі, якая называецца Губініты (Gubiniten), з трыма вёскамі ў Вельцаве ((Welzowe), якія захоўваем у сваім валоданьні. Звыш таго мы далі згаданым братам усю землю Скалову (Schalowen), усю Жамойць (Seymeten), з выняткам толькі тых маёмасьцяў у самой Жамойці, якія мы перадалі вялебнаму айцу і пану біскупу Летовіі» (3.1.8)

W. Kętrzyński (1907), H. Lowmianski (1932) и А. Kaminski (1953) общими усилиями локализовали эти «некоторые небольшие земли» Деновы (см рис. 3).

Из текстов договоров 1253-1259 гг. следует, что земля Дейнов сначала была разделена на две половины, одна из которых была подарена братьям Немецкого Ордена в Ливонии, а через 6 лет, возможно, и вторая половина, за малым исключением, была передана в их владение. Земля эта располагалась на западном пограничье Литовского королевства, на левобережье Немана, между Мазурскими озерами и р. Бебжа. Больше ни в одном документе Дейновская земля не фигурирует.

Дойновское княжество

Дойновское (Дойневское) княжество упоминается:

— в «Летописце Великих князей Литовских»: «А пятый брат Троиндень мешкал пры брате своем великом князе Нарымонъте. И доведался князь великий Нарымонт, што ж князи ятвезъские померли,  а люди их мешкают без господара. И князь Нарымонт поидеть на них. И они не противечыся поддалися и поклонилися ему. А так он, ставшы им господарем и вземшы их, дал брату своему Троинденю за вдел. И князь великий Тройдень наидеть гору красную над рекою Бебрею. И сподобалося ему там вельми и зарубил город и назоветь его Раигород, и прозоветься князем ятвезским и доиновъским» (9. С.150);
— в Хронике литовской и жмойтской: «Тройден ятвиги, где теперь Подляше и князство Дойневское, доброволне собъ поданое, опановал, который, заъехавши з пригоды в пущу на ловы, нашол гору роскошную над Бобром ръкою, которой положене собъ уподобавши, збудовал Райгородок замок» (10.С. 32);
— в хронике  Быховца: «Y kniaź weliki Troyden nayde hora krasnu nad rekoiu Bebroju, y spodobałosia jemu tam welmi, y zarubił horod, y nazowet ieho Rayhorod, y prozowetsia welikim kniazem jatwizskim y doynowskim» (10.С.135).
—  в Хронике М. Стрыйковского: «Narimunt Wielki Xiądz Litewski, usłyszał iż Xiążęta Jatwieżkie na Podlaszu wymarły… Zebrawszy tedy wojsko Litewskie Narimunt, ciągnął na Podlasze z Trojdenem bratem, a Jatwieżowie pamiętając iż niedawno pier wszego uporu przypłacili Polakom gardły swymi, nie przeciwili się, ale za raz przyjęli za pana Narimunta Wielkiego Xiędza Litewskiego. Potym Narimunt wszystko Xięstwo Jatwieskie i Podlaskie dał za udział Trojdenowi bratu, który ugruntowawszy i obwarowawszy granice swoje od Krzyżaków Pruskich i od Mazurów,… nalazł górę roskoszną nad Biebrą rzeką, na której, gdy mu się położenie miejsca spodobało, zbudował Rajgród zamek, i pisał się kniaziem Jatwieskim, Podlaskim i Dojnowskim = Наримунт великий  князь литовский услышал, что князья ятвяжские на Подлясьи вымерли. Собрав тогда войско литовское, Наримунт отправился на Подлясье с Тройденом братом, а ятвяги, помня, что недавно за свое упорство приплатили полякам горлами своими, не противились, а приняли за хозяина Наримунта Великого князя Литовского. После этого Наримунт всё  княжество Ятвяжское и Подляское дал в виде удела Тройдену брату, который, установив  и укрепив границы свои от крестоносцев прусских и от мазуров, … нашел гору роскошную над Беброй рекой, на которой  ему положение места  понравилось, построил Райгруд замок, и записался князем Ятвяжским, Подляским и Дойновским» (11. S.437-438).

Белорусско-литовские  хроники сходятся в том, что князь Наримунт без битв и насилия «опановал» территорию ятвягов и дойновцев; что ятвяги жили, где теперь Подляшье, здесь же находилось княжество Дойновское; здесь же над рекой Бобр князь Тройдень нашел гору, на этой горе построил Райгород и стал князем ятвяжским и Дойновским.

Современный Райгород (Rajgród) с Замковой горой расположен в Польше в Подляском воеводстве, в Граевском повете, в 24  км от Августова на берегу Райгродского озера. Немного южнее протекает р. Бобр – Бебжа по-польски – правый приток Нарева.

Местные краеведы считают, что в средние века на острове, где возвышался холм, ятвяги заложили укрепленный город Рай. Город был главной резиденцией ятвяжского племени злинцев. Охранял он торговый путь, ведущий из Мазовии в глубины ятвяжских земель. Город имел большое значение, его неоднократно завоевывали, сжигали и заново отстраивали. Около 1268 г. был занят князем литовским Наримунтом и с того времени за ним закрепилось название Райгород.

Отметим противоречие между текстом договора 1259 г. и  белорусско-литовскими хрониками. В договоре Deynowe – земля, «которую также некоторые называют Ietwesen», в хрониках – князь Тройдень был князем ятвяжским и дойневским.

Противоречие позволило исследователям разделиться во мнениях: одни полагают, что Денова и Ятвягия – синонимы, другие – что это две различных территории, на которых проживали разные прусские племена – дейновцы и ятвяги. Мнений в действительности больше: ятвяги – общее название прусских племен; дейнова – литовское название ятвягов.

В конце ХIII века ятвяги исчезли из летописей и хроник. Выбили их соседи: киевляне, волыняне, поляки, крестоносцы и литовцы. Начало их ухода с родных земель относится к 1260 г: «окрещенные пруссы со своим королем Мендольфом из-за многочисленных тягот, причиненных им крестоносцами, оставив христанскую веру, которую приняли ранее, ушли с некоторыми братьями Ордена крестоносцев к литовцам, смело к ним присоединившись» (12. Гл. 132).

Последнее сообщение о ятвягах в Галицко-Волынской летописи относится к весне 1279 г. Был голод по всей земле: «и в Руси, и в Ляхах, и в Литве, и в Ятвязех». Ятвяги смиренно просили князя  Владимиро-Волынского и Берестейского Владимира отправить им хлеб.

Последний свой боевой поход ятвяги провели осенью 1282 г. 24 сентября 1282 г. большой отряд литвинов и ятвягов численностью в «14 тысяч лошадей и пешеходов» вторгся в люблинскую землю. Собрав большое количество людей и скота, пошли с добычей назад в свои пущи. Князь Лешек Чёрный из Кракова бросился в погоню с 6- тысячным отрядом кавалерии. 13 октября поляки «догнали варваров, остановившихся между реками Нарев и Неман». Ятвяги отчаянно сражались, литвины отступили,  а затем побежали, началась бойня, которая продолжалась до ночи. По мнению Я. Длугоша, ятвяги погибли в этом бою до последнего (13. 1282 г.).

Таким образом, во второй половине XIII столетия Дейновское (Дойновское) княжество, также как и земля Дейнов, находилось в Подлясьи на левобережье Немана на юго-западной окраине Великого княжества Литовского и в конце XIV ст. исчезло.

В 1959-1978 гг. польская Ятвяжская комплексная экспедиция провела археологические раскопки на 50 стоянках и выявила тысячи могильных, хозяйственных и жилых комплексов, множество мелких предметов. Одним из достижений экспедиции является определение территории проживания ятвягов на север от р. Бебжи и восток от озер Мамры и Снярдвы, не доходя, однако, на востоке и севере до Немана. Земли над Неманом входили в зону литовских поселений. Материал из раскопок  показал, что ятвяги были оседлым народом, жили в постоянных поселениях, занимались земледелием и скотоводством (14).

Каким же образом Дейновское княжество оказалось в Лидском районе?  

Теодор Нарбут, живописуя поход великого князя Скирмунта в 1160 г. на князя переяславского, владимиро-волынского Мстислава Изяславовича (ок. 1125 — 1170), его победу в битве над берегом Ясельды и мнимую добычу Пинска и Турова («zkąd przyniósł trofea zwycięztwa i radośne wieści ojcowi swojemu do Dziewiałtowa — откуда принес трофеи победы  и радостные вести отцу своему в Девялтов»), завершил абзац совершенно неожиданной фразой: «Do tej lub blizkiej epoki odnosi się przyłączenie stałe do Litwy Xięztwa Dejnowskiego, dziś cześć wschodnio-południowa powiatu Lidzkiego. = К этой  либо близкой эпохе относится присоединение постоянное к Литве Княжества Дейновского, ныне часть юго-восточная повета Лидского» (15. Т.3. S.298).

И затем несколько раз повторил эту мысль в своей «Истории литовского народа»:

«w roku 1234 Ruś, położona między Dzitwą i Pelasą, z jednej, a Niemnom z drugiej strony, od ujścia Gawii do ujścia Kotry, już zaczęła należeć do Wielkiego Xięztwa Litewskiego, nie mniej Dejnow, Lida, Dąbrowna i po rzekę Żyżmę, jak dopiero jest granica między powiatami Lidzkim i Oszmiańskim = … в 1234 г Русь, расположенная между Дитвой и Пелясой, с одной, и Неманом с другой стороны, от устья Гавьи  до устья Котры, уже начала принадлежать Великому княжеству Литовскому, не менее Дейнов, Лида, Данбровна и по реке Жижме, как теперь есть граница между поветами Лидским и Ошмянским» (15. T.4. S.74).

«Był on razem Xiążęciem Dojnowskim, …wydział ten od Dojnowa, znajomej włości dotąd, w powiecie Lidzkim, nazwany, składały parafie tego powiatu Ruskie, gdyż część Peluzyi, czyli parafie Litewskie.  Dojnaw, czyli jak dziś piszą Dejnow, leży nie daleko Lidy i Myta. = Был он одновременно князем Дейновским, (это о Тройдене) … названный от  Дойнова, известной волости до сих пор, в повете Лидском, составляли парафию этого повета руские, как часть Пелюзии (территории вокруг Пелясы), то есть парафии Литовские. Дойнав, или как сегодня пишут, Дейнов, лежит недалеко от Лиды и Мыто»(15.T.4. S. 285).

«To miejsce, po zawojowaniu Xięztwa Dejnowskiego, około r. 1180, w którem leżało, jest osadą litewską; ponieważ Lida, znaczy trzebież, pole z lasu oczyszczone. = Это место, после завоевания Княжества Дейновского, около 1180 года, в котором находилось, есть поселение литовское; потому что Лида, обозначает вырубка, поле, очищенное от леса» (15. Т.5. Dodatki …  S.1).

Должен отметить, что Т. Нарбут был знаком с текстом договора Миндовга с Немецким Орденом 1259 г. (15. Т.4. Dodatki) и c литовско-белорусскими хрониками.  Следуя тексту Хроники литовской, он писал: «Wielki Xiąże Litewski Narimund, około roku 1268, wtargnął z wojskiem do Podlasia Jadźwińskiego i przymusili naród do przyjęcia pana z ręki swojej wyznaczonego. Był nim Trojden, brat Narimunda rodzony, który został xiążęciem Jatwezkim i Dojnowskim, z obowiązkiem uległości Wielkiemu Xiązęciu Litewskiemu i płaceniem pewnej daniny. Ten Xiąże zbudował zamek Rajgrod, pojął xiężniczkę Mazowiecką za żonę.. = Великий князь Литовский Наримунт, около 1268 г, вторгся с войском в Подлясье Ятвяжское  и заставили народ принять хозяина от руки своей назначенного. Был им Тройден, родной брат Наримунта, который стал князем Ятвяжским и Дойновским, с обязательством подчиненности ВКЛ и выплаты определенной дани. Этот князь построил замок Райгород, и женился на мазовецкой княжне…» (15. Т.2, S.189).  

По логике Т. Нарбута, Дейновское княжество в 1160-1234 гг. находилось на Лидской земле и около 1180 г. было завоевано, а в 1268 г. снова было завоевано литовским князем Тройденом, но уже в ятвяжском Подлясье. Путаница Т. Нарбута в вопросе о местоположении Дейновского княжества очевидна.

Высказанные однажды ошибочные представления имеют свойство жить своей самостоятельной жизнью. За Т. Нарбутом последовали:

— Н. П. Барсов: «Область Денова находилась между Неманом и Вилией, по притокам Немана, Меречанки, Дитве и Жижме… Здесь до сей поры находятся несколько населенных мест, сохранивших древнее областное название. Нам известны — по р. Меречанке и ее притокам: Дойнова и Дойновка к югу от Медников (верстах в пяти), Дайнова на юго-запад от них (верстах в двадцати), Дайнишки и Дайнова на р. Сольче, Дейново на юг от Сольчи (все в Вилейском уезде); по Дитве — Дойново к западу от Лиды верстах в пяти; по Жижме: Дайнувка у верховьев ее на Виленско-Ошмянской границе, Дайновка ниже Германишек; два селения Дайнова, между Жижмой и Ольшанкой, к северо-востоку от Лиды. Сверх того, подобно-именные селения встречаются и в южной части Вилейского уезда, на Минской границе, в области Неманского притока Березины: Дойнова Большая и Дойновка на речке Пурвиле» (16. С.237);
— А. Киркор: «Дейновцы заселяют ю-в часть Лидского уезда, именно приходы Оссовский, Жирмунский, Мытлянскийи частию Лидский. Здесь было Дейновское княжество, существовавшее до ХIV столетия. Недалеко от Лиды есть небольшая деревня Дейново, бывшая столица княжества. Сохранился больших размеров камень, который народ называет кобылой, уверяя, что на ней казнили преступников» (17. С.13). «Древнъйшая же столица Дейновцевъ, Дейново, въ 15 верстахъ от Лиды, нынъ небольшая деревня. Дейновское княжество существовало еще въ начале ХІІІ столътия.… В Дейновъ сохранился большой камень, который народъ называет кобылкою, ибо, по преданію, на нем казнили преступниковъ» (17. С.170);
— Э. А .Вольтер: «Дейновское княжество XII в. находилось в пределах нынешнего Лидского у. Виленской губ. Около фольварка Дейнова (близ р. Дзитва) заметны следы замка и города, который был главным в Д. княжестве. Сохранился большой камень, называемый «кобылкой», на котором, по преданию, казнили преступников» (18.С.296);
— Ф. В. Покровский: «Близ дер. Дайнова, в ныне вырубленном лесу, лежит большой, вросший в землю камень… Место это крестьяне называют «Кобылой», и. ч. по преданию, во времена дейновского княжества, на указанном камне совершали казни преступников» (19.С.94).

Академик В. В.Седов в статье «Ятвяжское племя Дайнова» (1968) подтвердил сосредоточение топонимов производных от Дайнавы на междуречье Вилии и Немана, здесь же в бассейнах рек Меречь, Дитва, Гавья, выделил район обширного распространения каменных могил 13 -14 столетий. Сообщил, что в конце ХII и в ХIII в. на междуречье верхнего Немана и Вилии на смену каменным курганам пришли каменные могилы, погребения в которых совершались по обряду ингумации (трупоположения), вещевой материал каменных курганов с трупоположениями и каменных могил однотипен. Исходя из подобия каменных курганов и каменных могил, однотипности их вещественного состава, предположил, что каменные могилы на этой территории являются эволюцией каменных курганов и принадлежат к одной этнической группе населения: «Каменные могилы сосредоточены в тех районах междуречья Вилии и Немана, где обнаруживается концентрация топонимов типа «Дейнова» и где, согласно преданиям, находилось Дейновское княжество» (20. С.29).

Благодаря столь авторитетной поддержке  миф о расположении Дейновского княжества на Лидской земле дожил до конца ХХ века: «Дайноўцы – нашчадкі яцвяжскага племя, што жылі на правым беразе Нёмана. У XIII-XIV ст. мелі княства, якое займала тэр. паміж Нёманам (правыя прытокі Дзітва, Гаўя з р. Жыжма) і Віліяй» (21. С.195).

Итоги

На настоящий момент известны:

— достоверное место земли Дейнов, где проживали дайновцы в ХIII веке – на юго-западной границе Великого княжества Литовского на левобережье Немана, что задокументировано в договорах литовского короля Миндовга в 1253-1259 гг;
— местоположение Дейновского княжества над рекою Бебрею (Бобр) с Райгородом в Подлясьи, что зафиксировано в белорусско-литовских хрониках;
— уточненная территория проживания ятвягов на север от р. Бебжи и на восток от озер  Мамры и Снярдвы, не доходя на востоке и севере до Немана, что подтверждено  археологическими раскопками Ятвяжской комплексной экспедиции в 1958-1979 годах.

Всё это территория Граевского повета Подляского воеводства в Польше.

Наряду с этим, имеется предположение Т. Нарбута о существовании в ХII веке Дейновского княжества на территории современных Щучинского, Вороновского и Лидского районов, которое поддержали Н. П. Барсов (1885), А. Киркор (1882), Э. А. Вольтер (1893), Ф. В. Покровский (1893) и В. В. Седов (1968). В своих рассуждениях они опирались на:

— поселения с названиями Дайнова, Дайново, Дейнова,  Дейново,  Денова,  Дайновка, Дайнишки,  Дейновшки, Дайнувка, Дойновка, рассеянными на территории Литвы и Западной Беларуси;
— следы замка и города;
— легендарный большой камень по имени «кобылка», на котором по преданию  казнили преступников;
— каменные могилы.

Разберем приводимые опорные аргументы.

О топонимах. Известно более пятидесяти поселений с названием, производным от дайнавы. На территории современной Литвы А. Каминьский насчитал 28, в Гродненской области 10 подобных поселений. В границах Лидского уезда в начале ХХ века имелось 5 деревень и один фольварок с названием Дайнова. Но в действительности поселений типа Дайнавы относительно немного, в начале ХХ века на территории Лидского уезда площадью около 5 тысяч кв. км  насчитывалось более 2 тысяч поселений. 6 топонимов на 2000 – всего 0,3%. Это скорее погрешность, чем концентрация.

Деревни с названием Дайнава и подобные – это поселения ятвягов, бежавших из прусской Судавии в XIII-XIV ст. Литовцы ятвягов называли дайнавцами. Наличие этих поселений на обширном пространстве юго-восточной Литвы и северо-западной Беларуси свидетельствует о дискретном расселении ятвягов по просторам Принеманья. Ни в одном из документов, ни в одной из летописей не говорится, что ятвяги или дайновцы в ХII-ХIV веках заселяли какие-либо компактные земельные массивы на территории нынешней Беларуси.

В Гродненской области имеются многочисленные топонимы с этнографическими названиями: Бортяки, Гуды, Жомойдь, Кривичи, Литва, Латыши, Ляховичи, Москали, Мазуровщина, Татарцы, Хохлово, Цыгановка, Черкесы, Чехи, Швабы, Шловенцы и Ятвезь. Но это не значит, что на Гродненщине существовали Бортяцкое, Москальское, Швабское княжества. Названия эти свидетельствуют о том, что население области полиэтническое, здесь селились люди со всей Европы.

О столице. А. Киркор, Э. А. Вольтер и Ф.В. Покровский столицу Дайнавского княжества размещали в трех разных местах: А. Киркор – в д. Дейново в 15 верстах от Лиды, Э. Вольтер – около фольварка Дейнова близ р. Дитва, Ф. В. Покровский – близ деревни Дейнова. Создается впечатление, что никто из них на месте не был. Вблизи Лиды наряду с Дайнавой Дитвянского сельсовета, которую Т. Нарбут выбрал столицей, имеются еще три Дайнавы – в Бастунском и Беняконском сельсоветах Вороновского района и в Гераненском сельсовете Ивьевского района.

О камне. А. Киркор и Э. Вольтер камень называли «кобылкою», Ф. Покровский «Кобылой» называл место, где лежал камень. Все трое писали, что на камне во времена Дейновского княжества (500 лет тому назад) казнили преступников. Никак не могу представить процесс казни на огромном валуне, еще сложней сообразить, как это местные жители сохранили воспоминание о казнях на протяжении полутысячи лет.

Огромных валунов в пределах Гродненской области предостаточно. На территории Вороновского района  известны 17 огромных валунов, два из них с ямками (Аляшкевіч, 2006). Около бастунской Дайнавы лежат два огромных валуна (4х1.85х0.3 м и 3,3х3,2х1.8 м).

Покровский также сообщил, что близ камня сохранились следы бывшего здесь некогда поселения, а именно: «ямы, бассейны с прудом и поросли не встречающегося нигде более в окрестности граба» (18. С.94-95).

Граб живет 100-150 лет, посадили его монахи-августинцы эремиты, которые в 1775 г. поселились в фольварке Дитва. К 1784 г. они построили каплицу и жилой дом, почему бы им не выкопать бассейн с прудом?

О каменных могилах. Некие группы людей вплоть до ХVI века хоронили своих умерших в ямах, обложенных камнями или накрытых камнями, при полном параде: женщин с украшениями – налобными повязками, кольцами, серьгами, браслетами, перстнями, бусами; мужчин – с ножами, боевыми топорами, точильными брусками, кресалами, наконечниками копий и даже саблями, шпорами и деньгами.

Каменные могилы с трупоположением многочисленны в Мазовии и Подляшье, на юго-востоке Литвы и в Гродненской области. Имеются в Волковысском, Зельвенском, Щучинском, Вороновском и Ивьевском районах. Известны также в Брестской, Минской и Витебской областях Беларуси, а также в Новгородской и Псковской областях России, где их называют жальники. Поскольку сопровождение предметами запрещено христианской религией, то хоронить с личными вещами могли только язычники.

А. А. Спицын данный обряд захоронения связывал со славянами-язычниками, Ф. Д. Гуревич – с этнически разнородным языческим населением из «многих областей Восточной Европы, спасающихся от жестоких завоевателей с востока и с запада». В. В. Седов считал, что так хоронили ятвяги.

Могли ли так хоронить дайновцы, бегущие из Судавии? Безусловно, могли, переселяясь на восток, несли на новые земли свои погребальные обряды. В свое время эту мысль высказала Ф. Д. Гуревич (1962): «Есть все основания полагать, что во второй половине ХIII в. часть населения из Побужья переселилась в Понеманье и принесла с собой новый тип погребальных сооружений. … не только тип погребальных сооружений, но и ряд специфических находок становится общим для Побужья и Понеманья»(22. С. 139).

Первым на каменные могилы в Западной Беларуси обратил внимание В. Шукевич. В 1884-1894 гг. он раскопал на 9 кладбищах 126 каменных могил: в Вензовщине – 27, в Опоновцах – 14, в Пузелях – 19, в Карначихе – 39, в Чернишках – 6, в Баранишках – 4, около Заболоти – 8, в Шилойтях – 7 и около Некрашун. Вслед за В. Шукевичем каменные могилы раскапывал Э. Вольтер. В совокупности до Первой Мировой войны было раскопано около 400 каменных могил. В 1980-е годы 383 каменные могилы раскопала А. В. Квятковская (23). Должен признаться, что ни монография Аллы Викторовны, ни беседы с ней, ни личное участие в раскопках в урочище Щурок, не убедили меня, что каменные могилы принадлежали ятвягам.

Не могут быть каменные могилы аргументом в пользу Дайновского княжества. В каменных могилах по обряду ингумации с вещевым сопровождением хоронили мазовшане, ятвяги, борти, литовцы и славяне до принятия христианства. В Лидском районе, где будто бы находилось Дейновское княжество и его столица,  известны всего  3 могильника с безинвентарными каменными могилами: Бакуны,  Косовщина, Щурок.

Первым из белорусских историков от нарбутовского размещения Ятвягии в Западной Белоруссии в мягкой форме отказался Г. В. Штыхов: «Если у Ятвязи когда-либо существовала столица, то, возможно, ею являлся Райгород, расположенный у Райградского озера или иное городище в Сувалкии» (24. С.107).

Выводы для лидского краеведения

—  На Лидчине никогда не было Дайновского княжества. Земля Дайнов (Денова, Дайнова) и Дейновское княжество, если такое было, в середине XIII столетия располагалось на левобережьи Немана в Судавии (Сувалкии).
—  Город Лида никогда не был столицей Дайновского княжества.
—  Дайновцы не жили в 10 -12 столетиях на междуречьи Дитвы – Гавьи.
—  Остатки дайновцев (ятвягов) пришли на Лидскую  землю в 13 – начале 14 столетия и быстро растворились в славяно-литовском окружении.

В заключение фрагмент современной карты с местоположением Райгруда и Лиды.

Первоисточники:

  1. Да пытання лакалізацыі Дайнаўскага княства // Лідскі летапісец. № 2 (50). 2010.
  2. Дайновское княжество: местоположение и расселение (в 2 частях), сайт «Lida.info». 2013.
  3. Міндаў, кароль Літовіі, у дакумэнтах і сьведчаньнях.Укладаньне, падрыхтоўка да выданьня, пераклад Алеся Жлуткі, Менск. 2005.
  4. Latkowski J.Mendog, krol litewski. Krakow,  S.152-153.
  5. Kętrzyński W. O dokumentach Mendoga, króla litewskiego // Rozprawy Akademii Umiejętności. Wydział Historyczno-Filozoficzny. Kraków, 1907. Serya II. T. 25 (50). S. 189.
  6. Lowmianski Н. Studia nad poczatkami spoleczenstwa i panstwa Litewskego. T.2. Wilno.1932. S. 39-44.
  7. Kaminski А. Jaćwież. Terytorium, ludnosc, stosunki gospodarcze i spoleczne. Lodz. S.34
  8. Maleczyński K. W sprawie autentyczności dokumentów Mendoga z lat 1253–1261 // Ateneum Wileńskie. 11. Wilno, 1936.
  9. ПСРЛ. Т.35. М. 1980.
  10. ПСРЛ. Т.32. М.1975.
  11. Stryjkowski M. Kronika Polska, Litewska, Żmodzka I wszystkiej Rusi T.1. P. 437-438
  12. Великая Хроника о Польше, Руси и их соседях (ХI-ХIII вв) под редакцией В.Л.Янина. Из-во МГУ. 1987г. Гл.132.
  13. Długosz jan. Roczniki czyli Kroniki sławnego Królestwa Polskiego. К 7. 1282r.
  14. Jaskanis D. Jaćwież w nowych badaniach naukowych w Polsce // Rocznik Białostocki, 16, 1991, s.145-156
  15. Narbutt Dzieje starozytne narodu litewskiego… Т.2, 3, 4, 5. Wilno. 1835-1839.
  16. Барсов Н.П. Очерки Русской исторической географии. Варшава. 1885. С.237.
  17. Киркор А. Литовское Полесье // Живописная Россия, Т.3. Ч.1. М-СПб.1882 С. 13, 170.
  18. Вольтер Э.А. Дейнова// Энциклопедический словарь Брокгауза. Т.Х СПб. 1893. С.296.
  19. Покровский Ф.В. Археологическая карта Виленской губернии. Вильно. 1893. С.94,95.
  20. Седов В.В. Ятвяжское племя Дейнова. Краткие сообщения Института Археологии. Вып. 113. 1968 г. С. 24-30.
  21. Дайноуцы//Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. Том 3. Мінск. 1996. с.195.
  22. Гуревич Ф.Д. Древности Белорусского Понеманья. Ленинград.1962.
  23. Kviatkovskaja A. Jotvingiu kapinynai baltarusijo (XI a.pab.-XVII a.) Vilnius.1998.
  24. Штыхов Г.В. Ятвяги по Ипатьевскому Летописному своду // Lietuvos  2001. T. 21. p. 107.