/ Архив / Улица Виленская. 1908-1918 гг.

Улица Виленская. 1908-1918 гг.

Виленская (ныне Советская) — главная и самая древняя улица города Лиды.

В известных мне материалах впервые упоминается 20 сентября 1674 г. В тот день лидская мещанка Софья Ивашкевич подарила монахам – кармелитам половину участка (плаца) расположенного на ул. Виленской. Нет сомнения, что улица существовала и в предыдущие три столетия от самого основания города. Но нет уверенности, что тогда она называлась Виленской.

В начале ХХ века Виленская была торговым и промышленным центром  Лиды. В 1913 г. протяженность Виленской составляла два километра, на этом расстоянии размещались 206 предприятий. Мастерские, аптеки, пекарни, кафе, кондитерские, чайные, корчмы, гостиницы, кинематографы, банкирские конторы, казначейство, многочисленные магазины, склады и почта. Первые этажи зданий от костела до собора являли собой торговый пассаж без крыши протяженностью 400 м, вторые этажи были жилыми. Средняя плотность на один дом — 15 жителей. Внутри узких вытянутых к Лидейке и Каменке дворов располагались заводы — медоваренный, 2 пивоваренных, 2 лесопильных, чугунно-литейный, конфетная и табачная фабрики, 2 типографии.

Благодаря коллекционерам, сохранившим открытки и фотографии начала ХХ века, представляется возможность виртуально прогуляться по Виленской. Большинство снимков сделаны в северном направлении, что естественно – сложно снимать против солнца.

Фотоснимок 1914 г.

 

Начиналась Виленская от северо-западного угла замка. Здесь она соединялась с Кривой улицей. Этот подъем на прикостёльную площадь существует и в наши дни. На этом отрезке улицы стояли небольшие одноэтажные домики.

Фотоснимок 1908-10 гг.  Открытка выпущена издательством контрагентства  А.С.Суворина  и К. в 1915 г. Фототипия  Шереръ, Набгольцъ и К. Москва.

 

На площади за двухметровой каменной оградой Крестовоздвиженский костел, обязанный своим появлением виленскому епископу Михалу Яну Зенковичу, его родственнику Томашу Зенковичу и архитектору Йогану Глаубицу. Костел счастливо дожил до наших дней.

Фотоснимок 1916-18 гг.

 

Виленская была на всем протяжении вымощена: «булыжники были не очень большими и поэтому  телеги, которые по нему бегали, не издавали большого шума; слышно было цоканье копыт, что придавало городу какую-то музыкальность».

На левой стороне улицы видны торец стены  двухэтажного кирпичного  здания – это «Гранд-отель» Беньямина Елиовича Ландо, здесь же размещалась фотостудия Д. Мулера.  За гостиницей просматривается одноэтажное здание Казначейства.

Фотоснимок 1914 г. Открытка издания Р. Матецкой.

 

Казначейство располагалось напротив  входа в Крестовоздвиженский костел. Это было одноэтажное, кирпичное, оштукатуренное здание с 10 высокими прямоугольными окнами. Здесь 31 июля 1914 г возникла, «закрученная в несколько витков, полукилометровая очередь из полутора тысячи обывателей»- горожане снимали свои вклады. «Чиновники, сохраняя олимпийское спокойствие, выплачивали требуемые суммы без всякого промедления». Никто из них и представить не мог, что все эти деньги через 13 месяцев потеряют всякую ценность.

Посчитал я количество смен денег, досчитал до 20, получается каждые пять лет деньги менялись. А люди копили, копили..

Фотоснимок 1914г.

 

За костелом через один дом находилась кондитерская Т. Малиновского, в ней русские офицеры 172-го пехотного полка, 3-ей воздухоплавательной и 4-ой авиационной рот, попивая кофе в начале августа 1914 г, разглагольствовали о том, как «начистят личико немцам». В этом же здании снимали помещения нотариус Н.М.Трамбитский, парикмахер Г.Волкин, а на балконе росли цветы.

В 1915 г. это роскошное здание с ажурными балконами, замечательной фигурной кладкой по причине военных действий осталось без крыши и перекрытий,  выгорело внутри и лишь рекламные вывески напоминали о недавнем довоенном прошлом.

Фотоснимок 1916-18 гг.

 

Сразу за этим зданием  был проход к кинотеатру «Эдисон», перемещенному в 1914 г.  из двора дома Виноградовых. «Туда  вход стоил 10 или даже 15 копеек. … В фойе развешены афиши, стоят стулья, имеется даже буфет. Фойе специально для ожидания: сеанс большой, час и больше.  …Картины здесь «серьезные»:  по две драмы, по две комических, а в начале обязательно видовые».

Фотоснимок 1912 г.

 

Пересечение Виленской и Каменской (ныне Ленинской). Перекресток был трехсторонний. Каменская не имела продолжения на восток к р. Лидейке.

Снимок 1912 года. Афиши на заборе позволяют говорить об этом уверенно. Первая из них приглашает на концерт чревовещателя (по научному вентролога) Григория Михайловича Донского. На своих концертах он чревовещал  одиннадцатью различными голосами. Концертировал Г. Донской в Виленской губернии в1912 г.

Вторая афиша приглашает на кинофильм «Зигомар». Этот фильм французского режиссера В. Жассе был снят в 1911 г., картина имела в прокате большой успех и «оказала огромное влияние на постановку сериала о Фантомасе».

Двухэтажный угловой дом, принадлежавший Кривобокову, один из самых любимых объектов лидских фотомастеров начала ХХ века. Известно 11 открыток с его изображением. Угол здания архитектор эффектно подрезал, в срезе разместил двери, над ними ажурный балкон; на балкон выходила высоченная стеклянная дверь, а над ней возвышалась фигурная надстройка, характерная еще для нескольких  лидских зданий. На крыше, покрытой жестью,  имелся мезонин. Вдоль Виленской в здании имелось 15 высоких окон и 3 ажурных балкона. На первом этаже размещались суконно- мануфактурный склад и мануфактурный магазин Айзика Абрамовича Винера, магазин швейных машин, велосипедов и музыкальных инструментов Иоселя Пейсаховича Неймана в двух комнатах с годовым оборотом до 8 тысяч рублей, писчебумажный магазин М.Слуцкого, отметившегося в истории города серией прекрасных открыток, фотоателье М.Тевянского и кабинет зубного врача Шатенштейна.

На втором этаже был игорный дом. «По вечерам в окнах зажигались огни, и у зеленых столов  шла отчаянная игра. Рассказывали, что содержатель этого заведения закуривал сигару от двадцатирублевой купюры. Это был высокий худой, постоянно окутанный клубами сигарного дыма мужчина. Человек он был загадочный. Его боялись… Рассказывали, будто он видит тело людей, их души, их тайные думы, отгадывает их карты, а потому и выигрывает… Там же, в другом зале играли в рулетку, которая приносила хозяину, этому офицеру, огромные доходы. Словом, вокруг этого  игорного дома шли фантастические рассказы- один страшнее другого».

Следующие два снимка из времен немецкой оккупации, справа разрушенное здание, объявления на немецком, на улице преобладают солдаты.

Фотоснимок 1916 г.

Фотоснимок 1917-18 гг.

 

Множество гуляющих горожан, жизнь наладилась. В доме Кривобокова немецкая администрация устроила гостиницу «Deutsche Haus» = «Немецкий дом».

Балкон дома Кривобокова был удобным местом для фотосъемок. Фотомастера неоднократно им пользовались, известно 5 открыток, снятых с балкона.

Фотоснимок 1914 г.

 

Деревянный дом справа принадлежал Сольцу, здесь размещались кухмистерская (столовая)  Соры — Эйдли Елиовны Боярской с годовым оборотом 3,8 тыс рублей,  мелочная продажа бумаги и писчебумажных принадлежностей Якова Мовшовича Барана с годовым оборотом в 3,2 тыс рублей, гигиеническая парикмахерская, земская почта Гени Нафталевича Гальперина и торговая точка Друскина.

Фотоснимок 1910-14 гг.

 

В следующем, оштукатуренном и побеленном двухэтажном доме Натемии Абрамовича Левинсона  находилась  гостиница «Европа», с годовым доходом в 2,6 тыс. рублей. Стоимость комнаты на сутки 80 коп. Одну из комнат первого этажа занимала мелочная продажа аптекарских товаров Мордуха Нотовича Айзиковича с оборотом в 2 тыс. рублей в год и зарплатой приказчика 100 руб.  У здания росли три высоких дерева и одно маленькое.

Понятия о правостороннем движении у водителей кобыл еще не было. Подводы передвигались в одном направлении по разным сторонам улицы. Пешеходы переходили улицу там, где им удобней.

Рисунок 1916 г.

 

Предыдущая фотография понравилась немецкому художнику, он в 1916 г. сотворил открытку, точную до мельчайших деталей, только с кириллицей у него проблемы возникли (Тевянского – Тпаякского).

Фотоснимок 1908-10 гг.  Открытка выпущена издательством контрагентства  А.С.Суворина  и К. в 1915 г. Фототипия Шереръ, Набгольцъ и К. Москва.

 

С левой стороны улицы напротив «Европы» находился двухэтажный восьмиоконный дом братьев Виноградовых с рестораном и гостиницей «Бристоль».

Во дворе этого дома 9 декабря 1910 г Михаил Николаевич Монастырский открыл кинематограф  «Эдиссон». Просматривается реклама кинематографа, что позволяет данный снимок относить к 1911-13 гг. В 1913 г М.Н. Монастырский продал  кинематограф «Эдиссон» Олькеницкому М., Меснику А., Левину Ю., которые перевели его на восточную сторону ул. Виленской  ближе к костелу. На месте кинематографа  Виноградовы открыли медоваренный завод  и небольшой магазин стеклянной посуды Соры Хаимовны Амосович с оборотом в 2.2 тыс. рублей.

Фотоснимок 1908-10 гг. Открытка выпущена издательством контрагентства  А.С.Суворина  и К. в 1915 г. Фототипия  Шереръ, Набгольцъ и К. Москва.

 

Снимок в южном направлении, вечерний. Слева  за деревьями гостиница «Европа», за гостиницей — дом Сольца, далее — дом Янушкевича,  в котором размещалась фотография  А.Ф. Глаубермана.

Справа —  отель и ресторан «Бристоль». На железных столбах перед входом — фонарь и вывеска «Hotel Bristol». У подъезда стоит извозчик, женщина в белом платочке, притомившись от покупок, поднимается  в «карету», видимо торопится на вокзал. Час работы извозчика стоил 15 копеек.

К отелю примыкает одноэтажный кирпичный дом с окошком в крыше. На фасаде несколько вывесок, из которых только на одной четко видится слово «магазин». Здание принадлежало братьям Полячекам, в нем было несколько магазинчиков.

Фотоснимок 1915 г.

 

Осень 1915 г. Кайзеровские войска вошли в Лиду 20 сентября 1915 г. Русское городское начальство и православное население к этому моменту отъехали по причине поголовной мобилизации вглубь России. В городе остались евреи и католики. Еврейский язык идиш  близок немецкому, а у местных и немецких католиков одна общая Книга.

Солдаты в походной колонне с обязательными ранцами, карабинами и усами, на головах характерные каски с шишаками. Двигаются как на параде, строго по четыре в ряд.

Фотоснимок 1915 г.

 

Снимки, полагаю, сделаны с балкона отеля «Бристоль». Хорошо просматривается правая сторона улицы. Ближайший из домов интересен тем, что состоит  из трех разновременных  и разностилевых  построек, прилепленных друг к другу. На первом этаже  узенькие двери, узенькие окна, на одной из вывесок нарисованы напольные часы. Перед зданием и сразу за ним проходы внутрь квартала, второй проход  – это Коммерческий переулок. За переулком второе  двухэтажное здание на 6 окон  — гостиница «Коммерческая» Юделя Мордуховича Граевского. Средняя стоимость комнаты на сутки  70 коп.

Фотоснимок 1915 г. Фотограф G. Haeckel.

 

Снимок в южном направлении. На дальнем плане крыша Фарного костела, кафе Малиновского, за деревьями гостиница «Европейская, дом с двумя разностилевыми пристройками и фигурой на балконе, переулок.

Фотоснимок 1910-14 гг.

 

Оштукатуренное белое двухэтажное здание с левой стороны —  «Старая аптека» провизора Франца Ивановича Бергмана. Жил он на втором этаже, на первом в трех комнатах размещалась аптека. Годовой оборот аптеки в 1913 г составлял 3600  рублей. Зарплата приказчика 200 рублей.

Напротив «Старой Аптеки» Полицейский переулок и здание Полицейского управления.

Фотоснимок 1910-14 гг.

 

Двухэтажное  кирпичное здание с мансардным этажом на 12 окон с двумя балконами на втором этаже, мезонином  с балкончиком на третьем, лепными барельефами под карнизами было построено в Х1Х веке в старосветском стиле и принадлежало Каменецким.

В 1872 г. в этом здании была устроена телеграфная станция с двумя аппаратами Морзе, здесь же размещался уездный суд и перед войной – уездное Полицейское управление. В правом крыле трактирное заведение Мейлаха Носелевича Пупко с пивом «распивочно и на вынос». В этом же здании находился уездный съезд, которым руководил предводитель лидского дворянства граф Людвиг Владиславович Грабовский. В уездном съезде дежурным секретарем работал Михаил Иванович Шимелевич, который написал и издал в 1905 г. замечательную книжку «Город Лида и Лидский замок».

Фотоснимок 1910-14 гг.

 

Вдоль мостовой справа и слева водосточные канавы и электрические столбы. На столбах десятки изоляторов, создается впечатление, к каждому из зданий проложена своя электролиния.

Фотоснимок 1915-17 гг.

 

Снимок, возможно, осени 1915 г. Кайзеровские солдаты расположились передохнуть на небольшой площади. Слева, за стенами кирпичного одноэтажного здания огромный рынок, площадью в 2 гектара,  окруженный со всех сторон магазинчиками и лавочками.

Снимок в южном направлении. Это не Базарная площадь, как гласит надпись на открытке, это въезд на неё и называется он — улица Торговая. Белое одноэтажное с мансардным этажом здание – угловое. Третье здание по Виленской от углового — аптека  Бергмана. Между ними два двухэтажных кирпичных дома, с многочисленными магазинчиками и мастерскими, в одной из которых часовой мастер А.Аранович производил ремонт часов и оказывал ювелирные услуги.

Фотоснимок 1916-18 гг.

 

В одноэтажном оштукатуренном здании  слева размещались многочисленные магазинчики, в том числе магазин Шелюбских. Здесь же был второй въезд на Базарную Площадь. На мостовой стоят двое, один из них водонос, водопровода не было, воду разносили на коромыслах в огромных ведрах за умеренную плату.

Фотоснимок 1916-18 гг.

Фотоснимок 1916-18 гг.

 

Самая элегантная часть Виленской улицы. Четыре двухэтажных кирпичных  здания с ажурными балконами, художественной кладкой, башенками, мезонинами, сандриками, чердачными окошками и два одноэтажных, торцом к улице, одно из них с мансардным этажом.

Первое из них на 4 окна с балконом, на первом этаже –два окна, широкие двери и надпись на витрине «Kurzwaren»=Галантерея Каменецкого.

Следующее – самое интересное – 3-ех балконное, 10-оконное с многочисленными витринами, под карнизом на  баннере большими буквами «Lichtspiele» = «Игры света». Здание принадлежало Флоренцию Менардовичу Длусскому, на первом  этаже было несколько магазинов, в том числе продажа и ремонт мебели Овсея Мовшовича Висьмонского с годовым оборотом в 8 тыс рублей. А во дворе находился кинотеатр «Иллюзион», принадлежавший лидскому еврею Яблонскому. Открыт он был в 1909 г. Зал был рассчитан на 150-160 человек и имел один выход. Сохранились  два воспоминания, ребенка  Иосифа Долинского и взрослого человека  Михаила Николаевича Монастырского об этом кинотеатре:

— «В нем не было даже стульев, по крайней мере в самых первых рядах, сидели мы, мальчишки, на скамейках. Стоил нам билет  5 копеек. «Иллюзион» мне казался    довольно солидным с широким коридором, большим длинным зрительным залом».

— «Театр Яблонского переделан из конюшни, зал не имеет ни одного окна, благодаря чему воздух слабо очищается,  в зале есть заметная безусловная сырость, чувствуется  затхлый воздух, смешанный с неперегоревшим газом от спирта из имеющихся там спиртовых ламп. Аппаратная устроена из тонких дощечек».

Следующие два двухэтажных здания перед собором. Одно из них с часами, на 10 окон, с 2 балконами и 3 башенками. Второе — на 8 окон с 2 балконами и тремя чердачными окошками.

С левой стороны за мебельным магазином братьев М. и Т. Шелюбских  двухэтажный дом  братьев Стукаторов, в доме размещалась аптека и  зубоврачебный кабинет, в котором братья  лечили зубы и вставляли зубные протезы. У одного из братьев Стукаторов была единственная дочка инвалид Сонечка. «Обе ее ножки были в каких- то пружинах, и она очень плохо, с помощью двух палок, передвигалась на них, вернее с трудом ковыляла… У нее  была чудесная добрая улыбка с ямочками на щеках». В этом же здании мещанин Мовша Абрамович Рабинович содержал конфетную фабрику с годовым оборотом 2 тыс. рублей.

За домом Стукаторов возвышался  отель  «Варшавский».

Фотоснимок 1914 г.

 

Снимок в южном направлении. Справа магазин Шелюбских, сразу за ним выезд с Рынка. Слева угол дома, на котором позже появятся часы, два маленьких побеленных здания торцом к улице, дом Длусского с башенками, вдалеке, за высоким деревом, здание полицейского  управления.

Фотоснимок 1911-14 гг.

 

Свято-Михайловский собор со стороны улицы был обнесен высоченным  забором с каменными столбами и деревянными пряслами.

Фотоснимок 1914-15 гг.

 

Напротив собора, на противоположной стороне улиц за забором находилось небольшое православное кладбище.

В глубине за собором находился пивной завод Папирмейстера.

Фотоснимок 2009 г.

Ныне административный корпус ОАО «Лидкон», в начале ХХ века —  контора пивного и лесопильного заводов наследников Папирмейстера. В 1913 г. имелась паровая машина  мощностью 40 л/с,  6 приказчиков с годовым жалованьем 9.5 тыс. руб. и 60 -70 рабочих. Выпускалось продукции на 165 тыс. руб.

Фотоснимок 2009 г.

 

Один из цехов пивного завода Я.Л.Папирмейстера. Здание построено в 1884 г.

Далее на ул. Виленской с обеих сторон размещались неказистые деревянные домики, которые не привлекали своим видом фотомастеров. За пивзаводом Мейлаха Пупко, который имел выезд на ул Виленскую,  были еще два дома, которые отмечены открытками.  Это дома Малевского и Гуревича.

Фотоснимок 1911-14 гг.

 

Кирпичный одноэтажный дом в классическом стиле принадлежал купцу Гуревичу. Он сохранился до настоящего времени. П-образный в плане, с высокой вальмовой  крышей, четырехколонным портиком. Симметричность главного фасада подчеркнута двумя боковыми портиками  с полуколоннами и треугольными фронтонами. В тыльной части здания терраса с высоким полукруглым крыльцом, фланкированная боковыми крыльями. Здесь в 2009-11 гг была квартира командира 172 –го пехотного полка  полковника В. Р. Романова. Дом сохранился, в нем в настоящее время размещается Центр занятости.

За домом Гуревича деревянный двухэтажный дом с балконом, мансардной высокой крышей. Далее просматриваются одноэтажные  домики и деревья православного кладбища.

Фотоснимок 1911-14 г.

 

Напротив дома Гуревича находился огромный деревянный дом Малевского. Был построен в 1885 г на субсидию Виленского почтового округа. В доме размещалась Лидская уездная почтово-телеграфная контора. Здание имело 8 окон на фасаде и четыре в торце, окна закрывались ставнями. Огромная стеклянная веранда с застекленным балконом, два огромных дерева привлекали фотомастеров. Известны  три открытки с изображениями этого дома.

Фотоснимок 1911-14 гг.

Рисунок 1916 г.

 

На этой художественной открытке без выходных данных (коллекция В. Венско) воспроизведен отрезок ул. Виленской  на подходе к почте. Одноэтажный домик с красной крышей — кирпичный жилой дом на 9 комнат семьи пивзаводчиков Пупко. Вдали просматривается двухэтажный кирпичный дом владельца табачно-мохорочной фабрики Зелика Ицковича Виленчика-Копштейн.

Ну а дальше вплоть до  железнодорожного переезда правую сторону улицы занимали промышленные предприятия  — литейный завод братьев Меера и Зельмана Шмуйловичей Штейнбергов и Беньямина Елиовича Ландо, чугунолитейный  и машиностроительный завод братьев Якова и Эбера Лейбовичей Шапиро, с левой стороны – небольшие домики с мастерскими и православное кладбище.

Завершающий отрезок Виленской улицы, мостовая закончилась.

1914: В Лиде 10 аптек. Старая  аптека размещалась в двухэтажном кирпичном здании на ул. Виленской (ныне Советской, напротив сквера с памятниками освободителям и афганцам).

1929-31: Две аптеки  Левинсона – Зеликович в доме Бергмана  и  Стукатор Бэлы

1936-39: Три аптеки: старая аптека Левинсона-Зеликовича в доме Бергмана (Сувальская 45) аптека Стукатора (Сувальская 63) и аптека напротив замка.