ВИРТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОНИ ОСВОБОЖДАЛИ ЛИДЧИНУ»
Кавалерийскому корпусу в освобождении Лиды помогала 307-я штурмовая авиадивизия, за что и получила почетное наименование «Лидская».
Выдержка из приказа Народного Комиссара Обороны СССР от 25 июля 1944 г. гласит: «В ознаменование успеха в боях за освобождение г. Лида 307-й авиадивизии (командир полковник Кожемякин А.В.), 17-му (командир подполковник Шевченко М.Т.), 23-му (командир подполковник Бондарь Б.Т.) и 86-му (командир подполковник Труханов А.Ф.) гвардейским кавалерийским полкам присвоить наименование «Лидских»».
20 лет спустя, 3 июля 1964 г. постановлением бюро Лидского ГК КПБ и исполкома городского Совета депутатов трудящихся «за активное участие в освобождении города Лиды» бывшему командиру 307 шад Александру Владимировичу Кожемякину было присвоено звание Почетного гражданина города Лиды.
307-я штурмовая авиадивизия входила в состав 3-го штурмового авиационного корпуса Резерва Главного Командования. Командовал корпусом генерал-майор Михаил Иосифович Горлаченко. В корпусе были две штурмовые дивизии – 307-я и 308-я. Корпус вводили в бой, когда ситуация становилась критической, на самые опасные направления.
«Летали мы редко, потому наградами нас не шибко баловали. Ни к какой воздушной армии мы не принадлежали, нас придавали частям как фронтовых летчиков и принимали нас как непрошеных гостей или «бедных родственников». Например, под Родзеховом мы стояли 4 месяца «без права голоса»: не включая радио».
В действующей армии 307-я шад была с 23.05.1943 по 18.03.1944, с 4.06 по 7.09. 1944, с 14.11.1944 по 11.05.1945. Воевала на Брянском, 2-м Прибалтийском, 1-м и 2-м Белорусских фронтах, участвовала в освобождении Витебска, Орши, Лиды, в Сандомирско-Силезской операции и завершила войну в Германии.
С 18 апреля 1943 г. и до Дня Победы 307-й дивизией командовал полковник А. В. Кожемякин.
Александр Владимирович Кожемякин
Кожемякин Александр Владимирович родился 23 ноября 1905 г. в посаде Клинцы Суражского уезда Черниговской губернии в семье рабочего. Чернорабочий, затем упаковщик Клинцевской суконной фабрики (1923-25), курсант Ленинградской военно-теоретической школы летчиков (1925-26), слушатель 1-й военной школы летчиков Украинского ВО (1926-27), летчик-инструктор, командир звена 3-й военной школы летчиков Приволжского ВО (1928-33), командир звена 1-й штурмовой эскадрильи, командир отряда 2-й бомбардировочной эскадрильи, командир 53-го отдельного тренировочного отряда Ленинградского ВО (1933-38). Пом. командира 10-го бомбардировочного полка 68 авиабригады Ленинградского ВО (1938-39). Участник советско-финской войны. Слушатель Липецких высших курсов усовершенствования комсостава (01 -09.1940), командир 210 бад, подполковник (1940-41).
Командир 45-ой сад (1941-42), полковник, замкомандира 230 шад (1942-43), командир 307 шад (04.1943- 05.1945). Награды: орден Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Богдана Хмельницкого 2-й степени, ордена Отечественной войны 1-й и 2 ст., орден Красной Звезды, медали.
После войны – командир 307 шад в составе Советских войск в Германии, Чехословакии и Австрии (05-10.1945), слушатель курсов усовершенствования командиров авиадивизий при Управлении Военно-воздушных сил СССР (05-10.1945), замкомандира 244 бад в Румынии (1946-47), командир бомбардировочной дивизии в Порт-Артуре (1947-48). Демобилизован в 1948 г. в звании полковника. Начальник штаба МПВО базы Министерства госпродовольственных резервов в Щербакове Ярославской области (1949-50), завгорсобесом в Клинцах (1950-51), председатель комитета ДОСААФ в Клинцах (1951-57), завскладом готовой продукции завода имени Калинина (1958-60), с 1960 г. на пенсии.
«… за все время командования штурмовой дивизией, Кожемякин не стал не только Героем, а даже генералом. Хотя все его коллеги-командиры по авиакорпусу уже давно носили на штанах голубые лампасы, прослужив в должности комдива всего по полгода».
В мае 1995 г. указом Президента России А. В. Кожемякин был награжден орденом Жукова. «Этот орден был для ветерана-авиатора как самый главный в жизни рубеж, полковник Кожемякин просто стряхнул с себя долгие годы обид и унижений – к его восьми высшим орденам прибавился еще один орден с маршалом Победы».
Кожемякин А. В. приезжал в Лиду в 1965 г., оставил фотографию и краткие воспоминания: «В Белорусской операции мы взаимодействовали с конно-механизированной группой генерала Осликовского… Дивизия была укомплектована прекрасными по тому времени самолетами-штурмовиками ИЛ-2. Они могли летать буквально в десятке метров над землей. Имея мощное вооружение – пулеметы, пушки и, конечно, бомбы, – штурмовики были настоящей грозой для фашистских вояк. Они их прозвали «черной смертью». У нас же называли эти самолеты «летающими танками»… Результативно действовали штурмовики и в боях за Лиду. Экипажи десятки раз летали на штурмовку узлов сопротивления, громили пехоту в окопах и на марше, совершили налет на лидский аэродром. Наша помощь конникам и танкистам позволила ускорить освобождение города».
В состав 307-й штурмовой авиадивизии входили 154 гвардейский штурмовой авиаполк (с 14.04.1944, ранее 211 шап), 621 и 893 штурмовые авиаполки.
154-й гвардейский штурмовой Оршанский авиационный полк
6 июля 1944 г. приказом Народного Комиссара Обороны СССР № 0182 полку было присвоено почетное наименование «Оршанский».
В июле 1944 г. полком командовал майор Георгий Кириллович Стародумов, опытный летчик, воевавший в Испании. Заместитель командира полка капитан Кореняк. Замполит майор Афанасьев (? — 01.1945). Штурман полка капитан Николай Запруднов.
Летчики: старший лейтенант Юрий Сергеевич Афанасьев 1922 г.р., Константин Балашов, младший лейтенант Анатолий Алексеевич Баранов (1923 -21.02.1945), Михаил Вульфин (?-25.04.1945), капитан Киселев, Коржевин, старший лейтенант Сергей Андреевич Купцов, мл. лейтенант Лобызов, младший лейтенант Виктор Егорович Новожилов (1918 -1.03.1945), Василий Шаповал (?- 25.04.1945), ст. лейтенант Дмитрий Антонович Шангин (1918-16.03.1945).
Купцов Сергей Андреевич (1922-2007) родился в д. Кикино Рязанской губернии. Закончил СШ № 548 и аэроклуб Пролетарского района Москвы. Призван в РККА в 1940 г. Закончил Пермскую авиационную школу (1941) и Новосибирскую военно-авиационную школу (1942). На фронте с мая 1943 г. Совершил 116 боевых вылетов. Сбит 19.02.1945, находился в плену. Награды: Герой Советского Союза (23.02.1945), орден Ленина, 3 ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны 1-й и 2- степени, орден Красной Звезды, медали. Демобилизован в звании капитана (1946). Закончил Московский энергетический институт (1952), работал в проектном институте «Гипроторг» в Москве. Похоронен на Котляковском кладбище.
Афанасьев Юрий Сергеевич закончил среднюю школу и аэроклуб Дзержинского района Москвы (1939). 17 июня 1941 г. призван в РККА. Направлен в Слонимскую авиационную школу. Гарнизон находился в Поставах, эскадрилья базировалась в 18 км от границы на аэродроме у с. Михалишки: 20 самолетов СБ, столько же Р-5 и 200 курсантов. В первый день войны бомбардировщики Ю-88 разбомбили аэродром. 70 курсантов пешком дошли до Постав, а затем до Витебска. Эшелоном курсантов привезли в Оренбург, где организовали 3-ю Чкаловскую школу.
Афанасьев Ю.С.: «К февралю 1943-го закончили обучение. В мае присвоили звание «младший лейтенант», некоторое время были в запасном полку. Приехали «купцы», отобрали группу, выдали предписания… Я попал в 211 полк. После десяти боевых вылетов получил орден Красной Звезды, и заместитель командира полка Кореняк взял меня к себе напарником. Кореняк, как правило, ходил ведущим, кроме слишком уж опасных полетов… Командир моего звена, Кононов Борис, погиб тогда, когда у меня было вылетов 20, и после этого командиром звена стал я… Совершил 70 боевых вылетов. Летал на разные цели: пехота, танки, аэродромы. Самое сложное – аэродромы. На такие полеты наши старшие командиры не летали, даже командир полка не летал на аэродромы. Случаев трусости в полку не было вообще. Наоборот, ругались на высоких тонах с начальством – «Пустите летать!»… Нам хотелось летать… Хотелось дело делать, мы воевали не для орденов. Хотя у меня за войну пять орденов: два ордена Боевого Красного Знамени, два ордена Отечественной войны и Красная Звезда. Вообще, небоевых потерь было мало, а вот сбивали нас много, и к нам постоянно приходило пополнение. К потерям мы привыкли. Просто воспринимали их как часть боевой работы. Сядем, выпьем стакан, помянем, и все… Я почти все свои вылеты, за исключением трех, летал с одним своим стрелком, Толей Боковым. Задний стрелок на самолете был необходим. Мы с ним договаривались, что если нужно, чтобы я развернулся, то он мне говорит «налево», «направо», – и я срочно перестраиваюсь… Стрелки чаще летчиков погибали. Один наш летчик троих стрелков похоронил. Мне Ил-2 нравился: если загоришься, то вылезти можно… Летали кто в чем. Наград с собой не брали. Мы снимали гимнастерку с наградами и оставались или в свитере, или в куртке меховой, если она была. Если нет, то в меховом комбинезоне, но в нем хуже, он сковывает движения. Носили сапоги, зимой – унты. И шлем, конечно, очки. Было личное оружие – пистолет… Нам платили деньги, месячное жалованье; я их в основном отсылал матери. За боевые вылеты платили так: за 50 вылетов – 3 тысячи рублей. Один раз я их получил. Еще за ордена платили; талоны были, и платили по этим талонам. Потом их отменили… Переправа – сложная цель. Там нужно выдержать какое-то время, а в это время в тебя бьют. Заходить на переправы мы старались пониже, чтобы точнее попасть. И когда ты замедляешься, чтобы найти цель, поставить ее точно в прицел, как раз в это время тебя зенитка и бьет. Прицелов для бомбометания не было, и впереди на капоте стоял штырь, который нужно было совместить с крестом на стекле. Подводишь перекрестье под штырь и бросаешь. Но вообще, имея практический опыт, я знал, когда надо бросать. Все на интуиции.
Чаще всего нас посылали на задания по переднему краю. В течение часа перед вылетом мы наносили на карты передний край… Противотанковые авиабомбы были очень эффективные, мы их постоянно подвешивали, когда ходили на штурмовку колонн или на танки, – они хорошо горят. Реактивные снаряды тоже были хороши. Это – неточное оружие, но если пускаешь РС, то летит не один снаряд, а сразу куча. Хоть один, да попадет в цель. На бреющем выходили, хотя старались не очень увлекаться бреющим полетом. Линию фронта пересекали – когда как. Туда на высоте метров 800, а если драпаем, то обычно – на бреющем».
В 1945 г. 154-й Гвардейский «Оршанский» штурмовой авиационный полк был награжден орденом «Боевого Красного Знамени», орденом «Богдана Хмельницкого II степени» и стал Краснознаменным ордена Богдана Хмельницкого.
621-й штурмовой Оршанский ордена Суворова 3 степени авиационный полк
19 февраля 1944 г. полк был награжден орденом «Суворова III степени». 6 июля 1944 г приказом Народного Комиссара Обороны СССР № 0182 полку присвоено почетное наименование «Оршанский».
В июле 1944 г. командиром полка был майор Вениамин Всеволодович Поварков. Начальник штаба – майор Петр Алексеевич Зудин, замполит – майор Алексей Алексеевич Хохлов, штурман – капитан Василий Трифонович Попков.
Летчики: Алексухин, капитан Павел Ефимович Анкудинов, мл. лейтенант Александр (Алексей) Митрофанович Дугаев (1912-9.03.1945), мл. лейтенант Леонид Михайлович Кайдалов (1921-9.03.1945), Мохов (? — 9.05.1945), Одинцов, майор Прокопенко (? — 12.01.1945), мл. лейтенант Иван Иванович Самотугин (1921-21.03.1945), ст. лейтенант Николай Сергеевич Струнин (1918- 24.03.1945), Михаил Сысин, ст. лейтенант Фукалов, ст. лейтенант Иван Васильевич Чуриков (1916 -16.03.1945), мл. лейтенант Степан Филиппович Щур (1921-9.03.1945).
Анкудинов Павел Ефимович родился в 1919 г. в г Кунгур Пермской губернии. Закончил с отличием среднюю школу (1937). Несколько месяцев учился в Московском авиационном институте. Закончил Оренбургское авиационное училище (1940), оставлен инструктором. Подготовил около 40 летчиков.
В 1943 г направлен в 621 шап. Командир эскадрильи с середины 1944 г. 105 боевых вылетов.
Анкудинов П. Е: «У меня налет на Ил-2 был больше тысячи часов. Я самолетом владел в совершенстве. Подошла девушка – дежурная по полку – и повела нас в штаб. Приводит в землянку. Летчики лежат на нарах в ожидании боевого вылета, козла забивают, в «очко» режутся, чудные песни поют. На мотив «Серенького козлика». На фронте много можно было услышать такого, что в тылу не услышишь. Прошли мимо них в небольшую комнату командования полка: «Старший лейтенант Анкудинов прибыл по вашему указанию!» Подал им летную книжку. Побеседовали, расспросили меня о моей подготовке и определили в первую эскадрилью, заместителем командира. «Летная подготовка у вас хорошая, штурманскую подготовку вы пройдете здесь. Вас „натаскает“ командир эскадрильи».
В столовой расселись поэскадрильно. В одном ряду – наш полк, в другом – полк Василия Сталина. Летчики у него в куртках-канадках, кожа с мехом. Мы похуже одеты, в матерчатых куртках. В нашем полку орденов немного, а у них посмотришь – все герои! Официантка разносит вкуснейший ужин. Я даже несколько добавок попросил. Надо сказать, кормили на фронте очень вкусно и вдоволь… В этот день был боевой вылет, замполит полка разлил по сто грамм спирта в кружки из консервных банок. Я сижу, ем. Замполит ко мне подошел: «Подставляй кружку». – «Товарищ подполковник, я же не вылетал сегодня». – «Ничего, пей, скоро будешь летать».
Повоюет полк примерно полгода и – нет его. Осталось человек десять, самых-самых. Переформирование. Едем в тыл, набираем новых, опять летим. При мне полк два раза переформировывался; до меня – дважды. Четыре раза полк переформировывался! Война есть война. 105 летчиков и стрелков погибли, почти два полка. Такого не было, чтобы в одной эскадрилье были потери, а в другой – нет. Был случай, на восьмерку соседней эскадрильи напали истребители (они, видать, их «прохлопали») – четверых не стало. Этот случай разбирали, но настолько много заданий, настолько все стремительно, так захватывают следующие задачи, что некогда было сильно разбирать, кого-то привлекать… Особенно при прорыве линии обороны фронт требует мобильности, быстрых действий штурмовиков. Все в напряжении, а все разборы – потом, когда операция закончится.
Ходили за 30–60, а иногда и за 100 км за линию фронта. Горючего у Ил-2 хватало только на 2,5 часа, а ведь у ведомых расход топлива больше. Треть самолетов ИЛ-2 была с мощной 37 мм пушкой НС 37, остальные с ВЯ-23. Фугасные бомбы бросали с горизонтального полета примерно с 900-1000 метров, а ПТАБ с пикирования на 50–100 метров».
В 621-м штурмовом авиационном полку воевал М. М. Москалев.
Москалев Михаил Макарович родился в 1922 г. в д. Затурщина Смоленской губернии. Закончил Тавдинскую среднюю школу № 1 (1939). В августе 1940 г. призван в РККА, направлен в Челябинское военное авиационное училище. Закончил первый курс. С ноября 1942 г. служил на полевых аэродромах в составе 621-го Шап. После ранения в 1944 г демобилизован. Направлен на службу в таможенные органы. Заочно закончил Одесский Государственный университет(1946-48), Институт внешней торговли(1948-54). Был начальником Измаильской и Иркутской таможни, заместителем начальника Шереметьевской таможни, начальником отдела Главка, начальником Московской центральной таможни. Государственный таможенный советник 3-го ранга. Награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу», 12-ю юбилейными медалями.
23 июля 1944 г. 621-й «Оршанский» ордена Суворова III степени штурмовой авиационный полк был награжден орденом «Боевого Красного Знамени» и стал Краснознаменным.
893-й штурмовой авиационный полк
С декабря 1943 г. полком командовал Иван Иванович Пстыго. Заместитель командира полка – майор Сухих Михаил Васильевич. Начальник штаба – Чередник.
Штурман Карпов. Замполит майор А. М. Лагутин. Старший инженер Перепелица. Заместитель инженера полка по радиоспецоборудованию Бершов. Начальник химической службы Шапиро Давид Григорьевич. Инженер по вооружению Собакин. Парторг капитан Секач. Комсорг лейтенант Сорока (?- 11.1944).
Летчики: Андреев, Байматов (? — 08.1944), лейтенант Баранов Сергей Антонович (1920- 9.03.1945), лейтенант Блескин Александр Александрович (1918 – 15.03.1945), Богданов, Бугров, капитан Быков Александр Иванович, старший лейтенант Васильев, мл. лейтенант Веретенников, Давыденко Григорий Семенович (1912-19.08.1944), лейтенант Добрынин, старший лейтенант Коган Николай, лейтенант Лазарев Олег Васильевич, Мкртчян, Остропико Николай (?-01.1945), Павлов, Портненко, Потапов, Пунтус Алексей, Пятикоп Александр, Семенов (? -08.1944), Смирнов (? — 08.1944), Сукасьян Степан, Филатов (? — 11.1944) Цыганков Иван, капитан Четвериков Кирилл Васильевич, старший лейтенант Шутенко Михаил Федорович (?- 03.1945).
Воздушные стрелки: Горлов, Гутырчик, Зубарев И., Иванов, Кузьмин, Марченко, Начаркин, Скакунов, Трушков, Шатилов Федор.
Техники: лейтенант Рассказов, старший техник по вооружению лейтенант Редькин, старший лейтенант Таранов, старшина Струнин Петр, старшие техники эскадрилий Гуртовой, Скворцов, Растихин, Самонов, техники Казаков, Куренков, Калинин, Мендерлюк, Панков, Тарновский, Туктаров, Филатов, Чернецкий ( — 19.07.1944), Шипицин, Ющенко.
Адъютанты: старший лейтенант Малинин, Тишков.
Мотористки Костенко Зина, Полякова Нина, Ширяева Полина, оружейники Лалетина Валя (9.05.1945), Бендарайтис Владимир (19.07.1944). Всего в полку было тридцать шесть девушек-оружейниц, мотористок и штабных работниц.
Пстыго Иван Иванович (10.04.1918 — 23.02.2009) родился в д. Сухополь в Башкирии. Белорус, родители из д. Хвалово и д. Криница Пружанского уезда Гродненской губернии. Учился в школе крестьянской молодежи, закончил уфимскую СШ № 3. В РККА с 1936 г. Закончил Энгельское военное авиационное училище летчиков, получил назначение в 211 бомбардировочный авиаполк Одесского ВО. На фронте с первого дня войны, на бомбардировщике Су-2 совершил 21 боевой вылет. Освоил штурмовик ИЛ-2 в авиационном училище в г. Балашове. Воевал в качестве командира эскадрильи, начальника воздушно-стрелковой службы полка и корпуса, командира 893-го шап. Совершил 164 боевых вылета, сбил 2 истребителя.
После войны закончил Высшие офицерские курсы ВВС в Липецке и Академию Генерального штаба (1957). Служил на Дальнем Востоке. Заместитель командующего ВВС Ленинградского ВО, первый заместитель (1958-59), командующий ВВС группы советских войск в Германии, командующий 16-й воздушной армии (1959-67), замглавнокомандующего ВВС СССР по боевой подготовке. Маршал авиации (1975). Возглавлял Центральную инспекцию безопасности полётов Вооруженных сил СССР (1977-83). Жил в Москве, работал в Группе генеральной инспекции Министерства обороны СССР (с 1983) и консультантом в Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. Написал книгу «На боевом курсе» (1989). Похоронен на Троекуровском кладбище.
Награды: Герой Советского Союза № 11300 (7.04.1978) два ордена Ленина (1955,1978), орден Октябрьской революции (1974), семь орденов Красного Знамени (08.1942, 10.1942, 1945, 1953, 1956, 1968, 1969), орден Александра Невского (1944), два ордена Отечественной войны 1 степени (1943, 1985), два ордена Красной Звезды (1943, 1951), орден «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3 степени (1988), медали.
На территории Беларуси из состава полка погибли: старший лейтенант Николай Жучков, лейтенант Лобанов, три воздушных стрелка, 18 авиаспециалистов. Тяжело ранен старший лейтенант Цугуй.
Старший лейтенант Николай Жучков – начальник воздушно-стрелковой службы полка, до войны учитель математики, сбит 23 июня 1944 г зенитным огнем. «Любимец полка… он в совершенстве овладел штурмовиком и много сделал для обучения летчиков».
Лейтенант Лобанов – командир звена 1-й эскадрильи, сбит в конце июня 1944 г. прямым попаданием зенитного снаряда. «В боях под Орлом он одним из первых был награжден орденом Красная Звезда и был в полку вторым летчиком после Пстыго, который за боевую работу был награжден тремя орденами. Всего несколько дней назад он, выступал на митинге по поводу начала наступательной операции фронта и клялся до конца выполнить свой долг перед Родиной и во имя Победы над врагом готов отдать жизнь. Клятву свою он сдержал».
18 авиаспециалистов погибли 18 июля 1944 г. на аэродроме Буйли (ныне Вилейский район) при отражении атаки на аэродром отступающих лесами от Минска немцев: «Для отражения фашистов из технического состава создали специальную группу. В кабины штурмовиков посадили летчиков и воздушных стрелков. Под хвосты нескольких машин подставили взятые в деревне телеги, чтобы опустить носы для лучшего использования лобового оружия самолета, из которого можно было бы вести прицельный огонь по опушке леса, откуда выходили фашисты. Телеги оказались неплохим подспорьем при стрельбе. По команде летчиков, взявшись за оглобли, механики и другие авиаспециалисты быстро и сравнительно легко могли установить самолет для стрельбы в нужном направлении. Несколько вылетов на штурмовку таких групп сделал летчик 1-й эскадрильи Сукасьян. Мы видели, как сразу после взлета он начинал обрабатывать лес на границе аэродрома. Сильный огонь из пушек и пулеметов, … не позволил противнику подойти к стоянкам ближе чем на 200 метров. И они вынуждены были отойти в лес. Лейтенант Рассказов, командовавший группой по отражению нападавших, … принял отход немцев за бегство, поднял всю группу в полный рост и с криком «Ура!» углубился в лес. Немцы в этот момент залегли, разобрались в обстановке и, поняв, с кем имеют дело, контратаковали. В результате атака нашей группы захлебнулась. При этом она понесла неоправданные потери…
Погибших товарищей мы захоронили в одной братской могиле на окраине аэродрома у небольшой березовой рощицы. Некоторых погибших немцы кинжалами изуродовали до неузнаваемости. Оружейника 2-й эскадрильи Владимира Бендарайтиса смогли опознать только по документам, найденным в кармане гимнастерки. Ему выкололи глаза и изрезали все лицо».
Старший лейтенант Цугуй – заместитель командира 3-ей эскадрильи, в полк прибыл в марте 1944 г. из Чапаевской авиационной школы летчиков, где работал инструктором. «Зенитным снарядом у него оторвало руку по локоть. Истекая кровью и управляя самолетом одной рукой, он все же сумел его посадить в расположении наших войск. Говорят, что в лазарете врач спросил у него, где оторванная часть руки, на что Цугуй ответил: «Я ее в форточку выбросил, чтобы не мешала». За проявленное мужество Цугуй был награжден орденом Красного Знамени».
Олег Лазарев – единственный из состава 307-й авиадивизии вполне определенно сказал, каким было участие дивизии в освобождении Лиды: «После освобождения Минска наши войска продолжали быстро продвигаться на запад. Даже при использовании аэродромов подскока (Мачулищи – ВС) угнаться за ними стало сложно. Помогая наземным войскам выполнять поставленные задачи, мы летали практически на полный радиус действия. В это время наша эскадрилья единственная в полку, а может, и во всей дивизии, действовала в районе Лиды. Отработали удачно. Вскоре город был занят нашими войсками. По этому случаю был благодарственный приказ Верховного Главнокомандующего. Войскам, освобождавшим город, присваивалось почетное наименование «Лидских». Мы думали, что поскольку на город летал только наш полк, то нам присвоят второе имя. Но этого не произошло. Лидской стала наша дивизия».
В начале июля 1944 г. в 3-й эскадрилье, штурмовавшей Лиду, летали: командир капитан Быков Александр Иванович, заместитель лейтенант Лазарев Олег Васильевич, летчики Веретенников, Пунтус Алексей, Пятикоп Александр, Семенов (погиб в августе 1944), Смирнов (погиб в августе 1944), Цыганков Иван (погиб в феврале 1945).
10 июля 1944 г. Приказом Народного Комиссара Обороны № 0193 полку присвоено почетное наименование «Витебский».
Полк был расформирован 3 июня 1946 г.
Бывший командир 893-го Краснознаменного Витебского штурмового авиационного полка маршал авиации Иван Иванович Пстыго в 1982 г. приезжал в Лиду.
Первоисточники:
Анкудинов П. Е. Я помню. Воспоминания ветеранов ВОв. http://iremember.ru/letchiki-shturmoviki/ankudinov-pavel-efimovich.html
Драбкин Артём. Я дрался на Ил-2. Нас называли «смертники». Афанасьев Ю.С. http://statehistory.ru/books/Artyem-Drabkin_YA-dralsya-na-Il-2—Nas-nazyvali-smertniki
Лазарев Олег. «Летающий танк». 100 боевых вылетов на Ил-2. Яуза, Эксмо. 2013.
Лукашов А. Для одних Орден – боевое отличие, для других брошка. http://briansk.ru/society/dlya-odnih-orden-boevoe-otlichie-dlya-drugih-broshka.
Пстыго И. И. На боевом курсе. Москва. Воениздат. 1989.
Архивные материалы Лидского историко-художественного музея.