г.Лида, ул.Победы 37а
lixmuseum@mail.ru

  • Русский
  • Беларуская мова
  • English
  • / «Обстановка» означало — интерьер…

    «Обстановка» означало — интерьер…

    Стилю «Сталинский ампир» было не суждено развиться. В конце 1955 года в СССР было подписано Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

    Благодаря этому, на сцену вышла советская мебель в стиле минимализм. Следующий период, в котором формировалось новое направление советского мебельного дизайна, пришелся на завершение 1950-х годов и продолжался вплоть до конца 1970-х. Его также называли периодом «хрущевской оттепели».

    В 1957 году мебельная промышленность СССР пережила свое второе рождение благодаря подписанию указа об ускорении темпов жилищного строительства. Его задачей было в короткий срок обеспечить квартирами как можно большее число людей.

    Поэтому квартиры эти, известные как «хрущёвки», делали очень малогабаритными, в отличие от тех же просторных «сталинок».

    Соответственно, в таких условиях массивная мебель 30-50-х годов уже не могла пользоваться большим спросом.

    Это стало еще одной причиной, почему в тот период дизайнеры СССР поголовно ударились в минимализм.А в 60-е неотъемлемым слагаемым того, что называлось хорошим дизайном, была дешевизна…

    Была создана государственная, жестко централизованная структура, регламентирующая отношения человека с окружающими его предметами.

    В 1962 году постановлением Совета Министров СССР № 349 «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» учрежден Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с филиалами в столицах союзных республик и в крупных промышленных областях.

    В данном учреждении разрабатывались такие разделы науки о дизайне как ритмика, современное цветоведение, эргодизайн, экономика красоты, дизайн-программирование, футуродизайн и множество других.

    Проектированием мебели занимался и созданный в1962 году Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ), где работали мэтры мебельного дизайна 1960-х — начала 1970-х годов Ю.В.СлучевскийК.К.БломериусЕ.С.БочароваЭ.Вельбри и другие.

    Однако, типовая советская мебель, наполнявшая типовое жильё была простой,без лишнего декора, экономически и конструктивно рациональной.

    Излишнее украшательство и стилизация тормозили массовое серийное производство. А когда люди начали переезжать из коммуналок в «хрущевки», чтобы уже в 1980 году встретить коммунизм в отдельной квартире, возникла необходимость обустройства частного быта.

    Унифицированные элементы и детали, лакированные ДВП, ДСП и пластмасса вместо дерева – такова цена прогресса в мебельной промышленности.

    В окружении его абсолютно безвкусных плодов жили поколения советских людей, даже не подозревающие о том, что в мире есть вещи, созданные с любовью по законам красоты, функциональности и комфорта.

    Жилье среднестатистического строителя коммунизма на тот момент заполняли шифоньеры, тумбочки, столы, диваны, доставшиеся от «прежнего режима», либо самодельные (мебельная промышленность в довоенный период была представлена всего несколькими, основанными еще при «царизме», фабриками).

    Именной ТАКОЙ образ квартиры -“хрущёвки” создан в нашем музее. Это и была мебель индустриального стандарта.

    Но люди начинали покупать мебель. Статистика показывает, что уже в 1950-е годы вырос спрос на мебель. По сравнению с 1940 годом, продажа мебели увеличилась в 1965 году в 12 раз!

    Работающие мебельные фабрики не могут удовлетворить спрос на мебель.

    Почему вырос спрос на мебель?

    Во-первых, старая мебель, соответствующая крупным дореволюционным масштабам, не помещалась в новые квартиры. Старинные шкафы, столы, горки для посуды в прямом смысле не входили в узкие двери «хрущевских» квартир, не помещались на маленьких кухнях.

    Во-вторых, другие старинные предметы быта, которые по размерам могли бы разместиться в новостройках, стилистически не соответствовали новому советскому быту. Они рассматривались теперь как элемент «чуждого мещанского быта». Нужно было покупать мебель производства СССР.

    Домашние интерьеры, конечно, оставляли желать лучшего: побелка на стенах, бедная цветовая палитра. Но были и положительные моменты: например, многие могли себе позволить полы из натурального дерева — сейчас это считается чуть ли не роскошью. Мебель тоже была деревянной — по крайней мере, до наступления эпохи ДСП и ДВП.

    Одним словом, дизайнеры работали, но продавалась такая мебель исключительно в крупных городах.

    В нашем региональном городе Лидский объединённый промкомбинат (ныне мебельная фабрика) открылся в 1949 году!

    В фондах нашего музея чудестным образом сохранилась накладная (а это в известной мере документ)от 16 мая 1967 года, из которой мы узнали о ассортименте промкомбината. Обратите вниманеи на две последнии строчки в перечне накладной)))))

    Местные жители в новенькие «хрущёвки» везли свой скарб, называя его — обстановка…

    Сомневаюсь, что новосёлы задумывались тогда о том, что интерьер квартиры – это слепок истории семьи. Сегодня, хранящиеся в ней предметы – памятники семейной истории…

     

    Для иллюстрирования использованы материалы из фондов нашего музея, а так же найденные на просторах интернета. Просьба к НЕРАВНОДУШНЫМ к данной теме жителям нашего города Лида : делитесь фотографиями из личных архивов, которые сделаны на фоне интерьеров 60-х годов. Сканируем и вернём с благодарностью!