г.Лида, ул.Победы 37а
lixmuseum@mail.ru

  • Русский
  • Беларуская мова
  • English
  • / Детский транспорт

    Детский транспорт

    Продолжаем обзор выставки нашего музея «Хрущёвка 60-х».

    На очереди — детская коляска. Следуя уже сложившемуся формату опубликованных ранее статей, начинаем с истории предмета.

    История детской коляски уже написана и не мной. Обозначу лишь основные этапы эволюции этого предмета быта. А подробности  всегда можно найти на просторах интернета.

    В давние времена, когда не было колясок, детей носили на руках спереди, сбоку  или сзади в специальной перевязи. Чаще в передниках, которые называли подолом. Отсюда и выражение — «Принесла в подоле«. Подол подвязывали к плечу. Новое — это хорошо забыто старое. Мамочки 21 века называют такую преревязь — слинг.

    Изобрел детскую  коляску известный архитектор Уильям Кент. Первая детская коляска появилась при дворе Уильяма Кавендиша 3-го герцога Девонширского, отца шестерых детей, который в 1733 году заказал ему коляску для своих детей. Собственно, это была не коляска в нашем понимании, а небольшая детская повозка, в которую запрягалась коза или пони.

    Изобретение Кента оценили, и вскоре коляски распространились среди высших слоев Европейского общества. В то время они представляли собой воистину произведение искусства. Средние и низшие сословия не могли позволить себе приобрести такую дорогую машинку, и на протяжении еще более ста лет коляска оставалась невероятной диковинкой.

    Всю дальнейшую историю детских колясок можно условно разделить на несколько этапов, которые связанны, обычно, с историческими эпохами и деятельностью конкретных изобретателей.

    Золотое времечко  истории колясок 1890е-1920е годы. С одной стороны коляски стали уже промышленным товаром, но с другой стороны, они  сохранили элементы изысканного искусства, и не превратились еще в массовый безликий ширпотреб. Они продолжали оставаться предметом, который мог подчеркнуть социальный статус семьи, ибо были доступны не всем. Вот пример такого подчеркивания, если хотите – тщеславия, из 1915 года – первый в мире парад детских колясок в Эсбери Парке, Нью-Джерси.

    Но это все у них… А что же в стране Советов? До появления промышленных детских колясок советский люд пользовался «колясками» своего собственного производства – Кулибиных было полно! В основном, это были деревянные коляски или плетенные из ивовых прутьев. Дерево и лоза были дешевым и доступным материалом, поэтому из него могли делать коляски бедные слои населения.

    Если мастера не оказывалось на горизонте — деток просто носили на руках.

    Принято считать, что промышленное производство советских колясок началось, примерно, в 1949 году. По приказу Правительства СССР из Германии (…Вспомните эпизод из культового фильма: Штрилиц во время бомбёжки помогал женщине и катил коляску) был доставлен образец, который тщательно измерялся, изучался и по подобию, начали выпускать первые советские модели. В 1953 году Дубненский машиностроительный завод начал производить коляски в больших объемах. Об этом периоде в истории завода написано следующее:

    «…Для производства товаров народного потребления на заводе был построен специальный корпус № 105, в котором основные технологические процессы были механизированы и автоматизированы. Среди товаров народного потребления основной удельный вес составил выпуск детских колясок. Только с 1953 года по 1990 год их было выпущено 4,5 миллиона штук. В 1989 году ежедневный выпуск детских колясок достиг тысячи штук»

    В 60-е годы, которые иллюстрирует наша выставка, было открыто 50 цехов для производства «детского транспорта» по всей стране. Первые коляски были неудобными — они имели низкую посадку и маленькие колесики, были хлипкими и холодными т.к. корпус изготавливался из металла. Но молодые мамы были, наверно, несказанно рады тому, что у них появилась возможность передвигаться вместе с малышом.

    В истории изобразительного искусства советского периода можно найти множество очень трогательных примеров (авторских сюжетов). Полагаю, мамочка с коляской тогда была еще в диковинку и для художника служила лиричным объектом

    Дизайн детских колясок того периода у нас в стране, судя по фотографиям, не имел принципиальных отличий от заграничных. Короб,низкие колеса; отличались лишь детали декора и  ручка.

    В середине 60-х годов появляется прогулочная коляска нового типа — с высокой посадкой, на больших колесах, в такой коляске уже нельзя было лежать, а только сидеть, глубоко откинувшись назад. Коляски прямоугольной формы с низкой посадкой по-прежнему,  широко использовались, но появляются коляски с высоким дорожным просветом. И малыш, наконец, увидел мир…

    Правда, еще много лет они оставались большим дефицитом. Чтобы купить коляску ребенку, необходимо было собирать деньги, а потом еще записываться в очередь за ней, время от времени названивая в магазин и уточняя сроки поставок. При покупке необходима справка: показал справку о рождении ребёнка — покупай коляску. Без бумажки ты не покупатель, а с бумажкой — папа или дед.

    Моё детство 60-х прошло тоже без средства передвижения. За ответом я обратилась к своей маме и вот, что выяснила. Региональная ситуация «колясочного вопроса» была такова: женщины несли справку из поликлиники о беременности и только тогда их записывали на очередь, которая ничего не гарантировала, в местном «Универмаге». Так и получилось, что когда коляски поступили в продажу и наша «очередь подошла» — я уже топала самостоятельно. Вывод — в региональном городе СССР коляски продавались один раз в году!

    Один нюанс: мамы 60-х годов поймут — подушка. Больших размеров подушку необходимо было в обязательном порядке класть на дно такой коляски и толстое ватное одеяло, чтобы малыш не мёрз. Детские коляски совершенно не защищали от холода — курьёз… Рама коляски довольно часто гнулась просто под весом ребенка. Также отсутствовала корзина для вещей и рессоры. Такие коляски пройдут сквозь все шестидесятые.

    Только в середине 70-х годов «детский транспорт» перестал быть редкостью и оказался доступным каждой советской семье. Правда, коляски того времени были сделаны кое-как и часто ломались. Кстати, их не боялись, как сейчас, оставлять без присмотра на улице или в подъезде.

    Мамаша заходила в магазин или аптеку и была уверена, что ее коляску никто не стащит, но в обязательном порядке на своём «транспорте» нужен был опознавательный знак — бантик, погремушка, надпись и т.п. Зачем? В СССР все у всех должно быть о-ди-на-ко-во-е. Все равны или не выделяйся! Запросто, можно было привести в коляске домой не свой «орущий  кулёчек».

    Однако, этот принцип распространялся не на всех…

    Внучка Генсека — это не все… Известное пристрастие Леонида Ильича к импортным машинам (коих в его гараже насчитывалось до 349) распространялось, похоже, на все виды транспорта и для членов его семьи. Фотография 1973 года, конечно же, постановочная; а в импортной коляске безмятежно спит и еще ничего не знает о своей дальнейшей судьбе его внучка…

    И все же, тяга к импорту была всегда и у простого народа! Другое дело — возможности.

    Детские импортные коляски 70-80-х годов были из принципиально других материалов, высокие, легкие, на элегантных и прочных колесах. Реальный предмет зависти при встрече мамаш на прогулке и предмет ссор с мужем. Где достать велюровую немецкую коляску?!

    В начале 1980-х  появилась в продаже весьма странная коляска-трасформер, которая не прижилась в народе. Коляска из пластмассы была очень легкой и могла опрокинуться вместе с ребенком. Из-за того, что их приходилось раскладывать и складывать они быстро выходили из строя, кроме этого были низкими (убого напоминали коляски 60-х) и канули в лету, отвергнутые материнскими заботливыми сердцами.

    Как шутил незабвенный А. Райкин – «Деньги есть — товара нет, товар есть — денег нет». Так было в начале 1990-х, но детские коляски уже можно было купить отличные: производства ГДР, Польши, Финляндии, Чехословакии. Дорого, но удобноооо…

    Были и промежуточные модели прогулочных колясок начала 2000-х годов: скалдные, коляски-трости, но практическое использование сиих вызывало немало нареканий в связи с хлипкостью конструкций.

    Жизненный опыт мам всех времён доказывает — коляска должна быть прочной и функциональной!

    Для полноты картины, не могу умолчать о современных колясках, которые дизайнеры создают для наследников неприлично богатых людей. Оба примера меня, лично, впечатлили…

    Это творение дизайнеров GrahamRichardson и AlisonMurfet покрыто 24-каратным золотом, а внутри обито синим сатином и мехом горностая. В коляску стоимостью 12 тыс. долларов вмонтирован специальный музыкальный механизм, проигрывающий убаюкивающие мелодии.

    Читать полностью:https://lady.tut.by/news/life/392835

    А эти коляски производятся в Германии исключительно вручную. Капор, люлька и прогулочный блок коляски сделаны из натуральной кожи.

    Читать полностью:https://lady.tut.by/news/life/392835

    И еще один вариант современного эксклюзива, который мне показался уж очень спорным.  Коляска-чемодан. Так и в багаж можно ребёнка сдать, ошибочно…

     

    В начале этой статьи  упоминалось о своеобразной ярмарке тщеславия 1915 года — параде детских колясок. Подобные уличные шествия, оказывается, проходят и на бывшем постсоветском пространстве, в том числе и в Беларуси. Тщеславия в этих парадах не наблюдается, а вот патриотизм и юмор — заметны! Судите сами.

    Справедливости ради, следует упомянуть о том, что на всех этапах эволюции детской коляски, взрослые не забывали конструировать коляски-игрушки для вечной ролевой  игры «Дочки-Матери». Это мини-слепки реального детского транспорта разных лет.

    В нашей квартире-выставке «Хрущёвка 60-х» детская коляска тоже есть, честно говоря — это единственный предмет в экспозиции 1971 года выпуска. Коляска модели ВМ-210 появилась на базе  ГПО  «Воткинской Машиностроительный завод» и долгое время была олицетворением семейного благополучия, а завод стал лидером по производству детских колясок.

    Не теряю надежды на то, что на чьём–то чердаке или подвале все ещё живет детская коляска именно 60-х годов. Такая, как на фото.

    Уважаемые жители нашего г.Лида!

    Помогите найти такое чудо для нашей «квартирки 60-х».

    Отзывы ждём по тел. 52-13-91 с 9.00 до 18.00 (кроме понедельника)

    Вот такой трогательный получился обзор о «детском транспорте».

    Для иллюстрирования использованы материалы из фондов нашего музея, а так же найденные на просторах интернета.

    Просьба к НЕРАВНОДУШНЫМ к  данной теме жителям нашего города Лида: делитесь фотографиями из личных архивов, которые сделаны на фоне интерьеров 60-х годов. Сканируем и вернём с благодарностью!